Art-Science
выставка
"КЛИМАТ И ЛЮДИ"
Художественная выставка по результатам экспедиций климатического проекта "Климат-Образование-Молодежь".

(Building NGO – University – local community partnerships for climate change awareness, community adaptation and resilience.)

Проект поддержан Европейской Комиссией Евросоюза по программе
«Raising awareness of climate change among young people of Northern Dimension regions»


Schedule of workshop program
March, 14 –17
Monday, April 20
09:00 - Registration
11:00 - Introduction lecture
12:30 - Lunch
16:00 - Time managing workshop
19:00 - Discussion time in hall 2
Tuesday, April 21
09:00 - Introduction lecture
11:00 - New media workshop
12:30 - Lunch
16:00 - Writing on eighty level
19:00 - Barbecue party
Schedule of workshop program
March, 14 –17
Monday, April 20
09:00 - Registration
11:00 - Introduction lecture
12:30 - Lunch
16:00 - Time managing workshop
19:00 - Discussion time in hall 2
Tuesday, April 21
09:00 - Introduction lecture
11:00 - New media workshop
12:30 - Lunch
16:00 - Writing on eighty level
19:00 - Barbecue party
Выставка посвящена природным и социальным последствиям изменения климата и способам адаптации к ним местных сообществ, и является одним из результатов первого года проекта Центра Независимых Социологических Исследований* "Климат – Адаптация – Местные сообщества" (Building NGO – University – local community partnerships for climate change awareness, community adaption and resilience).

В ходе экспедиций в рамках проекта мы общались со многими жителями Северо-Западного региона. На основании их наблюдений складывается масштабная панорама меняющегося мира, которую мы хотим сделать видимой и доступной. И даже взять на себя смелость не только описать эту постоянно меняющуюся ситуацию, но и показать некоторые способы адаптации к новым условиям с применением технологий, позволяющих решать бытовые проблемы людей, сокращая степень воздействия на окружающую среду.

На выставке представлены материалы проведённых командой ЦНСИ* исследований типов природопользования в различных регионах: от тундровых оленеводческих поселков НАО до земледельческих деревень севера Вологодской области. С помощью art social science, авторы выставки стремятся привлечь внимание широкой общественности, органов власти и специалистов к проблемам адаптации местных сообществ к последствиям изменениям почвенного и растительного покрова в результате потепления климата.

В создании экспонатов выставки принимали участие художники, видеографы, программисты, фотографы, футурологи, архитекторы и ученые, каждый из них освещает тему изменений климата и прошедших экспедиций с помощью своих выразительных художественных средств.

*По решению Минюста РФ, АНО «ЦНСИ» включен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (7-ФЗ «О некоммерческих организациях»)
Организаторы, партнёры и участники:
- Центра Независимых социологических исследований*
(Санкт-Петербург) и проект Building NGO – University – local community partnerships for climate change awareness, community adaptation and resilience
("Климат-Адаптация-Местные сообщества").
- "Мы здесь"
- НКО "Relearn Suderbyn" (Швеция),
- Санкт-Петербургский
Государственный университет (Санкт-Петербург),
- Северный Арктический
Федеральный университет имени М. В. Ломоносова (Архангельск),
- ФГБНУ
Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева,
- Министерство науки и
высшего образования Российской Федерации;
- более чем 20 художников
из Санкт-Петербурга и других городов.
Виртуальный тур по выставке

Зал 1 Вводный

В первом зале мы собрали экспонаты, задающие горизонт нашего выставочного замысла: от визуализации сложности климатической системы, описываемой данными различных наук, до эко (демонстрация количества поездок и углеродного следа) критики фигуры ученого, занимающегося вопросами окружающей среды.
От инсталляции, где элементы живой природы, изъятые из их окружения инструментально использованы художниками для визуализации одного из самых очевидных последствий изменения климата - сдвига ритма сезонных циклических колебаний, до противоположной по замыслу концепции "Живого храма", ставящей в центр произведения живую систему, обнажающую то, как много необходимо ресурсов для искусственного поддержания жизни.
С задачей поддержания жизни нашей системы мы сталкиваемся сегодня в поисках путей адаптации к меняющемуся климату. Виды антропогенного воздействия, влекущие за собой последствия изменения климата, разнообразны: самое известное сейчас, пожалуй, выбросы парниковых газов, а не менее значительное по силе проблема деградации лесов и почв не всегда на слуху.


1.1
Мария Тысячнюк, Александра Орлова, Андрей Лебедев
1.1 "Исследователь климатических изменений и её экологический след"
Коллаж, бумага, билеты, скотч
Исследователи Арктики ездят в поле проводить исследования, летают в отдалённые уголки Земли, по северным регионам России, на Аляску, в Гренландию и в Канаду. Мария Тысячнюк относится к их когорте. Она занимается экологической социологией и социологией транснациональных процессов, является держателем золотой карты альянса Sky Team, в год выступает на 12-15 международных конференциях, проводит в экспедициях 5-8 месяцев в году, преподаёт во многих университетах мира, проводит тренинги и помогает компаниям встать на путь устойчивого развития и уменьшить свой климатический след. Но каков её собственный экологический след? Что побеждает на чаше климатических весов, вклад учёного в минимизацию экологического следа или его собственный след? Работа сделана в рамках критического подхода психогеографии как способа анализа перемещения в пространстве. Одним из методов этого подхода является дрейф - свободное, осознанное перемещение в пространстве. Перед вами документация дрейфа исследователя за 3 года. А климатический акцент задает всему проекту оптику восприятия окружающего мира - через минимизацию экологического следа.


1.2
Андрей Трифонов, Александр Стругач
1.2 "Кольца сезонов"
Пенокартон, строительная арматурная сетка, глина и растительные материалы
Символ цикличности природы, вложенные кольца — постепенное изменение климата. Человек в этой системе неизменно адаптируется, оставаясь частью общего цикла — субъектом и объектом изменений. Мы относимся к прошедшим изменениям как к данности и используем то, что нам досталось, — последующие поколения будут также относиться к окружению. Находя свои радости в том, что есть сейчас, мы следуем за изменениями. Трагедия изменения заметна лишь тому, кто смог застать различные состояния и обозреть широкие исторические перспективы. Человек в общей массе защищен от терзаний и сомнений узкими рамками отпущенного ему времени, в которых он должен успеть найти разнообразные отражения самого себя.

1.3
Пётр Левич
1.3 "Семена одной соломинки"
Цифровое рисование
Цитаты из книги "Революция одной соломинки" Масанобу Фокуоки, иллюстрированные цифровыми рисунками.
Масанобу Фокуока - японский фермер, писатель, один из прародителей пермакультуры. Разработал принципы натурального, «природного» земледелия, предполагающего сведение к минимуму вмешательство человека в процесс выращивания сельскохозяйственных культур. Его книга "Революция одной соломинки" является одновременно пособием по фермерству и философским трактатом.


1.4
Ирина Соколова, Катерина По, Пётр Левич
1.4 "Макет Живого Храма"
Живое растение, горшок, земля, проволока
Самый распространённый взгляд в будущее - взгляд в продолженное настоящее. Все будет так, как сейчас, только лучше. Мы станем ещё быстрее и сильнее. А здания выше. Мы привлекаем ваше внимание к другому варианту будущего, построенному на другой этике и имеющему другую эстетику. Какой могла бы быть архитектура будущего, радикально отличающегося от настоящего и возвращающая нас к природе? Живая. Можем ли представить себе здания не из срубленных деревьев, а из живых, растущих? Такое здание было бы созвучно ритмике природы, изменяясь во времени вместе с окружающей экосистемой.Живой Храм посажен в Верхнем Березнике в рамках Климатической школы проекта "Климат-Образование-Молодёжь". Вы можете приехать туда и увидеть его рост и развитие. Здесь представлен макет Живого Храма, конечно же, тоже живой.

узнать больше
Живой Храм
Какой могла бы быть архитектура будущего, радикально отличающегося от настоящего? Живая. В совершенно буквальном смысле этого слова. Можем ли представить себе здания со стенами из деревьев? Не из срубленных деревьев, а из живых, растущих? Такое здание оставалось бы в ритмике природы, меняясь со временем и находясь в ритмике окружающей экосистемы.


1.5
Пётр Левич, Катерина По, Анна Немчинова
1.5 "Моделирование климатической системы: связь локального и глобального уровней"
Цифровые средства визуализации данных
Визуализирована взаимосвязь локальных изменений природных систем с глобальной проблематикой изменения климата. Показаны природные и социальные последствия этих изменений на примерах сельских сообществ Северо-Запада России.

Сложность систем, с которыми мы хорошо умеем работать - машинных систем, на много порядков ниже, чем сложность живых систем, например, таких как лес или климат. Для работы с живыми системами не применим подход редукции, широко используемый научной методологией нашей цивилизации.

Мы видим необходимость поиска иной методологии и соответствующих инструментов для работы со сложностью живых систем. Одним из таких инструментов является наглядная визуализация, которая позволяет взглянуть на систему, как извне, так и изнутри, а также проявить большое количество неявных связей между элементами.




узнать больше
Моделирование климатической системы
По ссылке вы можете погрузиться в интерактивную модель климатической системы и узнать как каждый ее компонент влияет на другие.
Чем больше связей вы прослеживаете, тем больше понимаете, что все влияет на все и все зависит от всего.


2.0

Зал 2 Лес, почвы и климат.

Зал посвящен изучению лесопользования в различных регионах и его влияния на климатические изменения. В.Г. Горшков и А. Н. Мартынова разработали теорию леса как «биотического насоса», нарушение баланса этой системы посредством систематических вырубок также приводит к колебаниям погодных условий как на локальном уровне, так и на глобальном. На локальном — учащаются ураганы и пожары, на глобальном— повышается температура воздуха. Деградация лесов приводит к деградации почв, что повышает выброс СО2 в атмосферу и способствует усилению парникового эффекта.


2.1
Данита Пушкарёва
2.1 "Терра-конструктор"
Дерево, фанера, акриловая смола, проволока
Планета Земля и человек существуют в разных измерениях – наша планета самодостаточна. Если изобразить историю планеты Земля на метровой линейке, а потом попытаться отметить на ней историю человечества, то ничего не получится, поскольку длина этого отрезка будет меньше 1 мм. Геологическое время Земли и биологическое время человека не сходятся, однако именно человек фундаментальным способом способен влиять на Землю. Это разночтение наглядно видно на стратиграфической колонне геологических напластований. Если мы построим такую колонну, то отложение четвертичного уровня почвы и уровень археологических раскопок будет выглядеть как тонкая плёнка поверхности довольно высокого монумента. Наглядность этой конструкции апеллирует к ответственности.
Человек для планеты Земля является наиболее активным участником процесса, который влияет на окружающую среду, создавая непредсказуемые последствия. В определённом смысле такое конструирование похоже на детскую игру в кубики, где внедрение каждого дополнительного блока активно влияет на общую конструкцию и неустранимые последствия, происходящие с планетой.
Ландшафт для верхнего слоя разработан по картам геологической экспедиции по Беломорско-Кулойскому плато (бассейн реки Сояна) в сотрудничестве с экспертом Анной Немчиновой.


2.2
Дарья Романова
2.2 "Невидимая сторона"
Стальная/медная проволока
Ключевым моментом в работе «Невидимая сторона» является связь леса, как единого организма, все корни держатся вместе. Лес — как живое существо. Человек в этом случае - наблюдатель.

2.3
Александра Созонтова, Глеб Стукалин,
Антонина Кулясова

2.3 "Как исчезает лес"
35×35, бумага, гелевая ручка, тушь
Работа представляет собой воображаемую карту, это впечатление от вида зимнего леса Архангельской области из иллюминатора самолёта. Это одновременно восхищение грандиозными массивами тайги и горечь осознания темпов её исчезновения.Живая и неживая природа на Земле - носители информации и энергии. И если энергия никуда не исчезает, а лишь перетекает из одной формы в другую, то информация, проходящая через биоту, утрачивается навсегда. Под топорами лесозаготовительных компаний утрачивается информация, которую малонарушенные леса с их обитателями накапливали веками. Дешифрировать её на вырубленных территориях также трудно, как прочитать текст, написанный белой тушью на белом листе.


2.4
Настя Дубровская, Андрей Скрицкий
2.4 "На краю леса"
Смешанная техника
На каждом квадратном метре леса расстилается 27 квадратных метров листвы или хвои, поглощающей влагу во время дождя и испаряющей её обратно при дыхании. Листва удерживает капли дождя, и они не падают с грохотом на землю и не разбивают её поверхность, а впитываются в мягкую подстилку, постепенно насыщая почву влагой, сквозь мхи и растительность, которая благополучно чувствует себя в тенистой прохладе. Образовавшиеся же над деревьями облака снова проливаются дождём. Таким образом лес насыщает влагой воздух и сам является проводником воды. Вырубка лесов нарушает водный баланс бывших лесных территорий и вызывает ряд нежелательных последствий от заболачивания до обезвоживания, что приводит к катастрофическим природным явлениям (ураганам, засухам), к сокращению биоразнообразия и изменению климата.

2.5
Дарья Романова
2.5 "Связь"
Стальная/медная проволока
В работе «Связь» я подчеркнула взаимосвязь человека и леса. С изменениями в окружающей среде люди адаптируются к происходящему вокруг. Вместе, лес и человек, находятся в непрерывном, многообразном потоке изменений.

2.6
Татьяна Гуляева
2.6 "На частоте леса"
Фотографии, картон, краска, освещение.
Это история леса, как живого существа макро размера, увиденного глазами человека. Настроившись на его частоту, можно лучше понять его и услышать то, о чём он нам говорит. Тогда мы увидим мудрые и тончайшие механизмы и взаимосвязи, которые открываются людям наблюдательным. После этого знакомства вы уже не сможете смотреть на лес прежним взглядом.Лес - это важнейший элемент нашей планеты, обеспечивающий всех, кто на ней живет, экосистемными услугами. Лес – регулирует климат, очищает воду, помогает удерживать достаточное количество пресной воды на суше, уменьшает парниковый эффект за счёт связывания углерода в почве и в растительной массе; он является домом для множества животных и… для человека. Особенно сложен и гармоничен малонарушенный лес, не пройденный рубками и гарями.Рядом с каждой фотографией я размещаю текст, который познакомит зрителя ближе с тем или иным свойством леса. В следующий раз, на прогулке в лесу, вы сможете в обычном лесном уголке эти сложные, но столь эффективные и гармоничные механизмы, которые все вместе делают лес Лесом.
1. Лесные сообщества
Лес является местом обитания для множества видов живых существ, связанных в единую экосистему леса. Чем больше биоразнообразие (разнообразие форм жизни), тем выше устойчивость целой системы (леса) к различным стрессовым факторам и катастрофическим явлениям, таким как пожар, засуха, наводнение, вспышка размножения насекомых - вредителей. Старые вывалы, сухостойные дуплистые деревья и камни служат отличными субстратами для заселения на них микрогруппировок из разных видов – мхов, лишайников, грибов, кустарничков и трав, среди которых, в свою очередь, находят убежища и пропитание мелкие животные.

Такие биотопы или микросайты – неотъемлемая часть сложного сообщества. Между биотопами существуют сложные взаимоотношения внутри общей экосистемы. Если рассмотреть подробнее эти связи, мы увидим сбалансированные и разумные взаимоотношения внутри сообществ, и человеку здесь есть, чему поучиться.Если один из компонентов экосистемы погибает, это отражается на ней, однако природная экосистема, как правило, не теряет устойчивость - функция какого-либо элемента может быть выполнена другой ее частью. Однако, уничтожение сразу большой части видов, биотопов и компонентов экосистемы ведет к ее гибели. Иногда всего лишь один вид может быть таким решающим компонентом.


2. Невидимая жизнь
Многие обитатели леса не сразу заметны нашему глазу, и для того, чтобы их увидеть, нужно остановиться, присмотреться, а иногда и взять лупу. Но в лесной экосистеме они ничуть не менее важны, чем гиганты вроде ели или лося, - у каждого своя роль. Кто-то из них трудится в нижнем ярусе, производя из отмерших остатков растений и животных почвенный слой, благодаря которому растения получают минеральное питание. Например, микроскопические клещи, насекомые, черви, многоножки, грибы и бактерии участвуют в процессе переработки лесной органики. Тончайшие нити мицелия грибов, вступают в симбиоз с деревьями, образуя микоризу на корнях, участвуя, тем самым, в обеспечении деревьев необходимыми веществами и в поддержании связанности и целостности древесного сообщества, через передачу сигналов от дерева к дереву. Определенным видам грибов под силу даже разрушить твердое дерево; одни из них перерабатывают целлюлозу, другие лигнин (прочное одеревеневшее вещество стенок растительных клеток). Вообще же грибы являются самыми активными разрушителями мертвого органического вещества, заключенного в опавшей хвое, листьях, ветвях, стволах деревьев и кустарников, обладая уникальными ферментами для их разложения.Таким образом, невидимые труженики леса возвращают питательные вещества обратно в почву, делая возможной жизнь новых растений.


Лишайники.
В почвообразовании так же участвуют и лишайники - этот удивительный организм, созданный симбиозом гриба и водоросли. Лишайники выделяют кислоты, разъедающие камни, постепенно разрушают их, питаясь минеральными солями, и, отмирая, создают почвенный слой, где уже могут жить растения. Лишайники - первопроходцы жизни, которая постепенно появляется на безжизненных скалах с их приходом. Так же лишайники любят селиться на деревьях - но, однако, они не питаются ими; лишайники лишь используют их как опору для роста, а питание происходит в результате сложных симбиотических отношений - это может быть и фотосинтез, и азотфиксация, и минеральное питание. Лишайники также полезны для животных - являются пищей для крупных животных, а для человека важен его лечебный эффект- в лишайниках содержатся кислоты, обладающие антибиотическими свойствами.

3.1

Зал 3: Земледелие.

Здесь представлены произведения художников, выбравших одно из направлений проекта — изучение природопользования и новых технологий земледелия для адаптации к климатическим изменениям. Площадка-консультант проекта центр "RELEARN" успешно использует эти технологии на о. Готланд, Швеция. В проекте предусмотрено создание science shop - практической площадки апробации адаптационных технологий для локальной территории.



Катерина Кубарева, Александра Созонтова,
Александра Орлова, Елизавета Саволайнен,
Мария Кулясова, Антонина Кулясова

3.1 "Карта экспедиций проекта"
Анимация
В 2019 году участники и участницы проекта, совершили несколько экспедиций в Вологодскую, Архангельскую, Мурманскую области и в Ненецкий автономный округ. Мы встречались с жителями сёл, и они рассказывали, какие виды природопользования распространены в их краях. В целом, в Онежском, Плесецком, Пинежском, Мезенском районах Архангельской области и в Терском районе Мурманской области можно проследить смещение распределения ресурсов со сферы производства (животноводство) на сферу услуг (туризм). Это приводит к зарастанию лугов, но не одно десятилетие пройдёт, пока на месте зарослей кустов сформируется лес.При этом во всех регионах Архангельской и Вологодской областей активно ведутся вырубки существующих лесов, в том числе малонарушенных (тех, где никогда не велась промышленная хозяйственная деятельность человека) — разрушаются экосистемы, сформировавшиеся столетиями. К последствием такого интенсивного лесопользования относится и деградация почвенных покровов регионов. Нарушение целостности почв приводит к эмиссии углерода, усугубляющей парниковый эффект.

3.2
Катерина Кубарева, Дарья Выборова
3.2 "Крайний год"
Анимационный фильм
Катерина Кубарева, Дарья Выборова «Крайний Год» Анимационный фильм Местные жители дружно отмечают заметное смещение сроков сезонных переходов. Затяжные колебания температур в осенний период не дают сформироваться крепкому льду - а значит, дать установиться зимней переправе - замёрзнуть и перейти в устойчивый зимний режим дорогам. Ранний приход тепла в последние годы, сопровождается долгими возвратными заморозками, которые ведут к гибели растений и неурожаям. Вырубки лесов - к колебаниям количества и длины осадков, что затрудняет или делает невозможным сенокос - основу жизнеобеспечения скота в зимний период. Стабильные неурожаи и изменение погодных условий оставляет медведей без пропитания, в результате чего они приходят в деревни прямо к людям. Поздний ледостав влияет на жизненные циклы рыбы и, потеряв ориентацию, она выбрасывается на прибрежный лёд. Но архетипическая надежда всё ещё вдохновляет нас….

3.3
Антонина Кулясова, Майя Тихомирова, Иван Чинённый (проект Лесная школа: Цвет Устьян)
3.3 "Гряда-Помощница"
картон, акварельная бумага, песок, глина, сено, конский навоз, речной ил, лесная подстилка, плодородная почва, кусочек картофеля, луковая шелуха, шерстяные нитки
Антонина Кулясова, Майя Тихомирова, Иван Чинённый (проект Лесная школа: Цвет Устьян) "Гряда-Помощница" Аппликация, материалы: картон, акварельная бумага, песок, глина, сено, конский навоз, речной ил, лесная подстилка, плодородная почва, кусочек картофеля, луковая шелуха, шерстяные нитки Данный объект демонстрирует вариант гряды, разработанный и используемый в Устьянском районе Архангельской области в хозяйстве проекта «Лесная школа», для адаптации к неблагоприятным погодным явлениям, резким перепадам температур, длительному периоду повышенной влажности или засухи. Эти явления становятся всё более частыми и непредсказуемыми в настоящее время в связи с разбалансировкой климата.

3.4
Мартин Альстрём, Оксана Альстрём-Любченко
3.4 "Пермакультурный дизайн и его технологии"
9 панелей 120*40, плоттерная печать
В рамках принятия глобальной чрезвычайной ситуации изменения климата и нахождения наиболее эффективных техник по уменьшению содержания углеродного следа человечества, особое внимание уделяется северной части Евразии, как наиболее уязвимой. На стендах раскрывается смысл одной из концепций сбалансированного существования человека и природы - Пермакультурного дизайна: от теоретических основ до технологических решений, применяемых в России и за рубежом. Три панели посвящены общему объяснению этики, сфер и принципов Пермакультуры, примерам и реализации их в повседневной жизни. Отдельный триптих рассказывает о технологии печей и отопительных систем Rocket - "Ракета", возобновляемая в современности в концепции устойчивого развития. Работа завершается описанием технологий получения энергии, полезных в сельском хозяйстве веществ и способах удержания углерода в почве по принципу безотходного производства: биогаз, древесный уголь и компостная система Jean Pain.
.

3.5
Ксения Дорофеева, Людмила Дорофеева
3.5 "На пути к плодородию"
Натуралистическая экспозиция: чемодан, географические карты, живые растения, натуральный срез образец тёплой грядки, брёвна, ветки
«ЕСТЬ КУЛЬТУРА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ и КУЛЬТУРА ЗЕМЛЕВОЗДЕЛЫВАНИЯ» - можно истощать землю, а можно питать, сохраняя и взращивая плодородный слой почвы. Мы предлагаем вашему вниманию рецепт «плодородного торта». Последовательно каждый слой - это питательная среда, активирующая и дополняющая целостный баланс взаимодействия всех микроорганизмов, коих в объёме чайной ложки больше, чем населения на нашей планете.
По географическим картам маршрута Экспедиции: Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и НАО с «чемоданом мудрости» ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ отправляемся в познавательное путешествие к повышению плодородия в неустойчивых условиях смещения климатических сезонов.

.

3.6
Анна Немчинова
3.6 "Предчувствие"
Масло, холст
Многие из нас всё чаще всматриваются в будущее, прислушиваются к сообщениям МЧС, к прогнозам о погоде, с вопросом, какие погодные катаклизмы уготовила нам природа, и когда их можно ожидать. Непредсказуемость погоды - теперь наше привычное ощущение. Каким прогнозам верить? Ищем ответы в опыте прошлых лет, в глубинах своей интуиции? Уже почти никто не сомневается в том, что происходят глобальные климатические изменения (повышение среднеглобальной приземной температуры). Квазистационарный режим климатической системы Земли сменился нестационарным. Поиск нового климатического равновесия — это и есть современный переходный период, в котором все мы пребываем, отмеченный разбалансировкой климата, с проявлениями непредсказуемости погоды и природных катастроф.


.

3.7
Анна Немчинова
3.7 "Синие тени"
Акрил, холст
Долгое время человек осваивал северные края. Приземистая, минималистичная архитектура деревень, не перегруженная декором и украшательством, отлично вписывается в природный ландшафт, разделяя пространство с вековыми елями по соседству. Низкое зимнее солнце высвечивает фигуры тех и других, удлиняя северное пространство, да и само время, долгими синими тенями. Круговорот солнца, незыблемость льдов, снегов, природы - основа и опора картины мира и традиционного знания северян. Когда встанет лёд на реке? Когда установится снежный покров? Когда лёд тронется на реке и закончится переправа? От привычного знания зависит успех охоты, рыбалки, собирательства, благополучие семей.Но, как приспособиться к быстро меняющемуся климату?



.

Зал 4: Сборка экспедиций.

В этом разделе представлены произведения художников, отражающих то, как люди видят проблему климатических изменений, и как это сказывается на их повседневной жизни и традиционных практиках. Работы собранные по данным экспедиций. Эта часть проекта называется community-based research.




4.1
Катерина Кубарева, Екатерина Чигалейчик
Шумовое оформление - Svetlo111

4.1 "Голоса северных земель"
Аудио-визуальная инсталляция
Изменения климата раньше и нагляднее проявляются для тех, кто живёт в непосредственной зависимости от изменения природных условий - местные жители Вологодской, Архангельской, Мурманской областей и НАО отмечают заметное смещение сроков сезонных переходов. Раннее потепление, долгие заморозки, непредсказуемая длина и количество осадков, позднее установление льда на водоёмах, ветра, засухи, неурожаи, заболачивание и опустынивание почв, резкие колебания погоды и многое другое - это реальность, с которой сталкиваются сейчас как люди, так и лесные обитатели.


4.2
Павел Игнатьев
4.2 КАССАНДРА. "Никто не слишком мал, чтобы изменить мир"
Картон, дерево, видео
"Никто не слишком мал, чтобы изменить мир" - слова Греты Тумберг, экологической активистки. За полгода до всемирной известности, девушка стала пропускать школьные занятия в знак протеста против экологического безразличия взрослых. Но Грета не первая школьница-эколог, не первая «кассандра» предупреждающая о катастрофе. Однако всемирные медиа выхватили и возвели в топ-ньюс именно эту девушку. Сила слабых, голос безгласных сплетаются с мифом о «знаменитостях на 15 минут». Луч внимания настолько ярок, а ярость настолько бешена, что мы не замечаем подлинного предупреждения Кассандры.


4.3
Выборова Дарья, Мария Тысячнюк, Александра Орлова
4.3 "Пути оленьи"
Серия коллажей
Серия коллажей создана по следам экспедиций на Кольский полуостров и исследований ситуации на острове Колгуеве и в других районах Ненецкого Автономного округа.Использованы материалы, предоставленные Марией Тысячнюк и другими участниками экспедиций. На примере этих двух регионов видно, что оленеводство является очевидным маркером климатических изменений, повлиявших на деятельность человека.Однако, в одном случае это приводит к локальной катастрофе, а в другом к продуктивной адаптации.

4.4
Миннебаев Ринат
4.4 "Кольский трассер"
Фотография из вертолёта, комп.обработка.
Земля как живой организм. Следы от механического транспорта оставляют незаживающие раны на теле тундры.

Зал 5: Сдвиг границ сезонов и способы адаптации местных жителей.

В этом разделе представлены произведения художников, иллюстрирующие те проблемы, с которыми сталкиваются жители регионов на сельских территория. Из-за смещения сезонов 'зимники' (зимняя дорога) встаёт на 2 месяца позже, и деревни, где нет другого сообщения становятся 'отрезаны', возвратные заморозки портят урожаи ягод и плодовых деревьев, а старейшины в оленеводческих селениях больше не могут предсказать успешное время для перегона оленей.




5.1
Анастасия Редникова
5.1 "Связанные одной нитью"
Графика, акварель, темпера, тушь
Идея проекта заключается в том, чтобы с помощью графических средств выразительности осветить проблемы, изменения, с которыми сталкиваются местные жители, обратить внимание городского обывателя на уклад жизни человека из деревни.В работах отражены ключевые проблемы жителей Архангельской, Мурманской областей, НАО, распределённые по сезонам.

5.2
Екатерина Смирнова
5.2 Серия "Лёд".
"Схватывающийся лёд".

Полипропилен, дерево
Существует тенденция к смягчению зим. Хорошо ли это? Вроде бы есть очевидные плюсы, но также появляется масса проблем, в первую очередь, для тех, кто тесно связан с природой в своём быту. Транспортная инфраструктура севера рассчитана на ледовые переправы и зимники.А с потеплением снижается качество и время пользования этими путями, разрывая связь удалённых населенных пунктов с остальным миром.Так же это отражается на тех, кто занимается традиционным природопользованием. В частности, на оленях и оленеводах, на укладе их жизни. Слоистый лёд может стать преградой к пище для оленей, а запоздалое становление льда к затруднению движения стадов с севера на юг зимой, приводя к голоду и даже гибели.

5.3
Екатерина Смирнова
5.3 Серия "Лёд".
"В ловушке".

Полипропилен, дерево
Существует тенденция к смягчению зим. Хорошо ли это? Вроде бы есть очевидные плюсы, но также появляется масса проблем, в первую очередь, для тех, кто тесно связан с природой в своём быту. Транспортная инфраструктура севера рассчитана на ледовые переправы и зимники.А с потеплением снижается качество и время пользования этими путями, разрывая связь удалённых населенных пунктов с остальным миром.Так же это отражается на тех, кто занимается традиционным природопользованием. В частности, на оленях и оленеводах, на укладе их жизни. Слоистый лёд может стать преградой к пище для оленей, а запоздалое становление льда к затруднению движения стадов с севера на юг зимой, приводя к голоду и даже гибели.

5.4
Антонина Кулясова, Иван Чинённый, Станислав Анкудинов (проект Лесная школа: Цвет Устьян)
5.4 "Рулетка климатических изменений"
Круг диаметром 70 см. Аппликация и рисунок, материалы: картон, акварельная бумага, акварель
Объект является интерактивной упрощённой моделью, демонстрирующей последствия изменений климата для местных сообществ и природные явления, свидетельствующие о них.Данные для модели были собраны в ходе экспедиций в сельские населённые пункты Архангельской, Мурманской, Вологодской областей, Ненецкого автономного округа в 2019 году. К объекту прилагаются описания примеров.
Выставка «Климат и люди» впервые открылась в Центральном музее почвоведения им. Докучаева в Санкт-Петербурге, в День почв, 5-го декабря 2019 года. Сотрудничество с Музеем почвоведения было очень важным для проектов «Климат-Образование-Молодёжь» и «Мы здесь», так как акцентировало насколько большую роль почвы и их деградация играют в процессах изменения климата, и как жизненно необходимы для адаптации к этим изменениям знания о бережных техниках земледелия. На открытии присутствовали представители СПбГУ, студенты Экопотока Метаверситета, Академии Транспортных Технологий, репортаж об открытии появился в прямом эфире СМИ «Телеканал «Санкт-Петербург».

Проект «Мы здесь» был приглашён к сотрудничеству в работе над выставкой в связи с тем, что одним из направлений его работы является фокус на экологических проблемах в Северо-Западном регионе России - привлечения внимания к проблемам языком искусства. Участники «Мы здесь» изготовили ряд экспонатов для выставки, оказали неоценимую помощь на монтаже, а также поддержали работу над выставкой на всех уровнях.

Отдельная благодарность коллективу Центрального музея почвоведения им В.В. Докучаева, Борису Фёдоровичу Апарину, Елене Анатольевне Русаковой и Елене Юрьевне Сухачёвой, за помощь с выстраиванием концепции экспозиции и научные консультации.
Художники, участвующие в выставке:
Мартин Альстрем
Софья Белошицкая
Дарья Выборова
Татьяна Гуляева
Ксения Дорофеева
Людмила Дорофеева
Анастасия Дубровская
Павел Игнатьев
Катерина Кубарева
Петр Левич
Андрей Лебедев
Оксана Любченко-Альстрём
Ринат Миннебаев
Катерина По
Данита Пушкарева
Анастасия Редникова
Дарья Романова
Катерина Смирнова
Александра Созонтова
Андрей Скрицкий
Александр Стругач
Глеб Стукалин
Андрей Трифонов
Кураторы выставки
люди, наиболее вовлеченные в работу с контентом, художниками и организацию
Александра Орлова
куратор ряда выставок в России и Финляндии, художница (Санкт-Петербург)
Григорий Черненьков
программист, художник, эколог
Мария Тысячнюк
руководитель проекта, к.б.н, Ph.D. по социологии, руководитель группы экологической социологии ЦНСИ*
Антонина Кулясова
координатор проекта, к.э.н, научный сотрудник ЦНСИ* в области экосоциологии;
Анна Немчинова
научный сотрудник проекта, ЦНСИ*, к.б.н., специалист по исследованию и охране природных экосистем, художник
Екатерина Чигалейчик
сотрудник проекта, ЦНСИ*, этнограф, специалист по работе с сообществами.
Мария Кулясова
сотрудник проекта, ЦНСИ*, эколог.
Борис Апарин
д.с.-х.н., научный руководитель ФГБНУ Центральный музей почвоведения им. В.В.Докучаева, профессор кафедры почвоведения и экологии почв СПбГУ, вице-президент Общества почвоведов им. В.В.Докучаева
Партнеры
Фотографии экспонатов: Татьяна Гуляева

* По решению Минюста РФ АНО «ЦНСИ» включен в реестр некоммерческих организаций,
выполняющих функции иностранного агента (7-ФЗ «О некоммерческих организациях»)
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна