Климат и люди:
меняемся вместе
IV Арктический Форум Искусств
Художественная выставка о последствиях изменения климата и способах адаптации к ним жителей местных сообществ в Северо-Западном регионе России, организованная проектом
"Климат-Адаптация-Местные сообщества".
Building NGO – University – local community partnerships for climate change awareness, community adaptation and resilience.

(Создание партнёрства между некоммерческими организациями, университетами и местными сообществами в целях повышения информированности и поиска путей адаптации к изменению климата).

Проект поддержан Европейской Комиссией Евросоюза по программе «Raising awareness of climate change among young people of Northern Dimension regions».
Проект "Климат-Адаптация-Местные сообщества" занимается не только исследованиями последствий изменения климата, а поддерживает информационно и финансово инициативы по улучшению условий жизни как отдельных хозяйств, так и локальных сообществ, предлагая решения, способствующие адаптации к климатическим изменениям. За второй год работы проекта мы поддержали начинания в трёх селах в Архангельской области. И об этом рассказывает инфографическая
часть нашей выставки.
В этом году мы также приглашали художников отрефлексировать последствия изменения климата, и к нам присоединились Машару, Екатерина Седачева с проектом "Диалог Земли и Моря", Дарья Самородова с работой "Пустые города", Катерина Кубарева с командой экспертов создали анимационный фильм "Дыхание жизни" (лесной биотический насос), а наша коллега Мария Тысячнюк обновила свой объект "Исследователь и её климатический след" в связи с пандемией.

В Архангельске выставка "Климат и люди: меняемся вместе" проходит в рамках
IV Арктического форума искусств "Экосистемы Невидимого". Выставка демонстрируется в залах музея природы Арктики в главном здании САФУ имени М.В. Ломоносова.

Работу над выставкой на всех этапах поддерживал проект "Мы здесь", создание анимации софинансировано Шведским институтом.

На выставке "Климат и люди: меняемся вместе" кроме работ этого года мы показываем избранные объекты с выставки нашего проекта, прошедшей в 2019 году в Музее почвоведения в Петербурге. Их можно увидеть на отдельной странице:
Карта регионов, с которыми работает проект "Климат-Образоание-Молодёжь": Мурманская, Архангельская, Вологодская области и НАО. На карте отмечены населённые пункты, где участники проекта побывали в экспедициях 2019 года. Художники: Александра Созонтова, Александра Орлова. Цифровая обработка: Татьяна Гуляева.
Село Сура в Пинежском районе
Архангельской области
Проект "Климат-Образование-Молодёжь" поддержал создание системы уличного освещения за счет энергии от солнечных панелей в селе Сура и окружающих село деревнях.


Село Сура - родина святого праведного Иоанна Кронштадского, служившего священником в Кронштадте, форте недалеко от Санкт-Петербурга, и ставшего одним из почитаемых церковных деятелей в Российской Империи во второй половине XIX - начале ХХ веках.

Для села Сура и окрестных деревень в общественных пространствах характерно наличие церквей и часовен. И осветительные системы было решено поместить именно на культовые сооружения.
На модели, созданной для выставки экспертом Павлом Лыбой, вы можете увидеть схему системы освещения: солнечную батарею, аккумулятор и прожектор.
Для села Сура команда экспертов проекта и дизайнер София Белошицкая создали инфографический стенд "Солнечные панели на Севере", рассказывающий о возможном применении солнечных батарей на Севере и о вкладе проекта "Климат-Образование-Молодёжь" в улучшение жизни сообщества.

На стенде вы найдёте: принцип работы солнечной батареи, способы применения солнечных батарей на Севере, список элементов, из которых состоит система освещения (от этого можно отталкиваться при создании собственной системы) и карту расположения церквей и часовен в селе Сура и кусте деревень, оснащённых прожекторами.
Село Черевково в Красноборском районе
Архангельской области

Старинный ремесленный и торговый центр, село Черевково, имевшее выгодное положение: вблизи водной дороги — Северной Двины на торговом тракте Великий Устюг-Холмогоры, — в 2019 году отметило своё 500-летие, а осенью 2020 года было принято в Ассоциацию самых красивых деревень и городков России.

Фото: https://arhpogoda.ru/cherevkovo
В селе Черевково проект "Климат-Образование-Молодёжь" поддержал частное хозяйство в приобретении фитоламп и червятника (вермикомпостера) для биовегетария.
На фото представлен имеющийся биовегетарий - теплица, оборудованная системой подогрева. На следующей картинке- эскиз размещения фитоламп.
Фитолампы позволяют продлить световой день, а вермикомпостер способствует созданию системы закрытого цикла, когда отходы превращаются в питательный грунт для овощей и зелени.
Для информирования гостей хозяйства о положительных сторонах биовегетария группа экспертов в соавторстве с дизайнером Софией Белошицкой создали трехчастный инфографический стенд "Биовегетарий: овощи и зелень круглый год".

В первой части показываются преимущества овощей из биовегетария перед продукцией, закупленной в райцентрах: сокращение климатического следа, логистических расходов, получение экологически чистых овощей и зелени, обеспечение овощами и зеленью не одного хозяйства, а нескольких. Во второй части продемонстрированы элементы, из которых состоит биовегетарий. Это - система подогрева пространства при стенах и земли за счет циркулирующей горячей воды от металлической печи с водяным контуром, птичник, червятник, система капельного полива растений и фитолампы. В третьей части проиллюстрирован принцип закрытого цикла ведения хозяйства, когда пищевые отходы становятся ценным сырьём для выращивания овощей и зелени.
Посёлок Усть-Поча в Плесецком районе Архангельской области
Посёлок Усть-Поча располагается на месте впадения реки Почи в Кенозеро, на территории Кенозерского национального парка. Территория парка представляет собой природный и историко-культурный комплекс. В 2004-м парк получил статус биосферного заповедника и был включён в Список биосферных резерватов ЮНЕСКО.
В посёлке Усть-Поча находится здание клуба, названный Клуб Усть-Поченской запани. В последние годы оно было в аварийном состоянии. И жители поселка решили найти деньги, чтобы его отремонтировать: они подали заявки на ряд грантов и получили финансирование. В частности проект "Климат-Образование-Молодёжь" поддержал создание системы печного отопления с применением энергоэффективных решений.
Фото: http://kenozerjelive.ru
Стенд и модель колпаковой печи - самой энергоэффективной печной конструкции - представлены на выставке.
Автор модели - Павел Ольховой.

На фото Павла Ольхового печь из здания клуба.

Используя теоретическую рамку, предложенную экспертом Павлом Ольховым, София Белошицкая нарисовала информационный стенд о типах печей и об энергоэффективности.
Также для здания клуба в Усть-Поче команда экспертов проекта "Климат-Образование-Молодёжь" создала инфографический плакат "Климат и люди: меняемся вместе", отрисованный дизайнером Софией Белошицкой, на котором представлены причины, проявления, последствия изменений климата, как в глобальном контексте, так и на локальном уровне, а также важное место уделено решениям и стратегиям адаптации, которые жители региона могут использовать в своём быту.
ДЕРЕВНЯ ВЕРХНИЙ БЕРЕЗНИК В УСТЬЯНСКОМ РАЙОНЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
В деревне Верхний Березник расположен центр активности проекта "Климат - Образование - Молодёжь" - здесь находится наша демонстрационная площадка технологий адаптации деревенской жизни к изменениям климата "Живая деревня". В деревне проходят мероприятия, посвящённые экологии, обучение премудростям деревенской жизни и апробация традиционных и инновационных методов улучшения качества жизни сельского жителя.
В 2020 году проект "Климат-Образование-Молодёжь" продолжал исследовательскую и просветительскую деятельность: участники проекта ездили в экспедиции, весной и летом был проведён образовательный климатический онлайн-марафон для студентов, художники и эксперты активно взаимодействовали на демонстрационной площадке в Верхнем Березнике.
Анимационный фильм
ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ
(лесной биотический насос)


Катерина Кубарева, Анна Немчинова,
Роман Васильев,
Владислав Стаин


Фильм снят совместно с большими и маленькими жителями и гостями деревни Верхний Березник.


Подробнее о проявлениях изменений погоды, связанных с массовыми вырубками лесов: Уже отмечен тренд с 30-х годов ХХ века увеличения числа дней в летние месяцы с сильными ветрами (выше 12м/сек) и увеличения скорости самих ветров (в среднем с 14 до 20 м/сек) в районе Суры. Меняется и направление летних ветров за 90-летний период - с восточного на южный. Сохранившиеся от вырубок малонарушенные леса в Двинско-Пинежском и Пинего-Вашском междуречьях в Пинежском и соседних районах в настоящее время – самый южный климатический форпост, сдерживающий локальное потепление и резкость колебаний метеоявлений. Эти лесные массивы продолжают выполнять роль биотического насоса, как это происходило много тысячелетий. Но, к сожалению к ним близко подступили тотальные сплошные вырубки, угрожающе надвигающиеся с юга. И именно здесь - на границе сред со столь разным эффектом, - могут бушевать ураганы южного направления, как вестники серьёзных климатических потрясений, связанных с уничтожением пояса бореальных лесов.
8 июля 2020 г. на окрестности села Сура в Архангельской области обрушился ураган с ливневым дождём, грозой и шквалами. Скорость ветра достигла 33 м/сек. Гроза продолжалась несколько часов. Ураган нанёс разрушения – сломаны и перенесены на расстояние деревья, повреждены дома, выбиты стёкла, снесены покрытия крыш т.д. Подобные явления вызываются неравномерностью прогрева приземных поверхностей из-за различной лесистости территорий и разной степени сохранности малонарушенных лесов в Европейской части России. Недельная жара привела к этому устрашающему погодному явлению.
Репортаж "Вести Поморья"
Анимационный фильм
KNOW SNOW

Студия "Да" в рамках арт-лаборатории "Мы здесь"

Маша Дубровина, Полина Заславская,
Вася Васильев, Настя Шахова



Когда впервые оказываешься в Березниках зимой, то природа, дома, снег, много снега производят ошеломительный эффект. Толща чего-то белого, из которого торчат тёмные силуэты забора, образуют абстрактную ритмичную композицию. Деревянные бревенчатые дома, сараи и другие постройки, особенно на дальнем плане, сливаются в геометрические подтёки. Отстранённый взгляд наблюдателя подобен холодному зимнему воздуху, которому ничего не остаётся, как просто смотреть на бесконечный горизонт, где снег подобен белому листу, а всё созданное человеком - на чёрные пятна, удачно организовавшиеся между собой. Можно ли рассказать об этом месте что-то внятное, не родившись там, не прожив целую или хотя бы половину жизни? Волею случая нас забрасывает порой в чужие жизни и пространства, и тогда единственное, что, возможно, нам остаётся - это влипнуть в пейзаж, переприсвоить его на уровне взгляда. Рассказать свою историю, взяв в союзники белую бесконечность и чёрные пятнышки.
Фильм был создан в деревне Верхний Березник в 2019 году в рамках арт-лаборатории "Мы здесь". Фильм был завершён в 2020 и
получил награду ZEBRINO в Германии как
лучший поэтический мультфильм для детей и молодёжи 2020.
ПОСЁЛОК ПЕРТОМИНСК В ПРИМОРСКОМ РАЙОНЕ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Учёные из проекта "Климат-Образование-Молодёжь" не первый год посещают Онежский полуостров и фиксируют наблюдения жителей об изменении береговой линии, участившихся ветрах, изменении розы ветров. Посёлок Пертоминск, где с XVII века располагался православный монастырь, находится на самом берегу моря, и его жители уже столкнулись с проблемой размывания берегов.
ДИАЛОГ ЗЕМЛИ И МОРЯ

Машару, Екатерина Седачева

Земля, морская вода, фотографии, рисунки, инфографика, дерево, сети, текст


- Сделаем диалог. Я - земля, а вы - море.
- Где эта красная глина, из которой были сделаны стены монастыря?
- Нет тут красной глины. Может быть, раньше была.
- Земля живая. Она постоянно меняется. Раньше здесь была глина, а теперь, возможно, песок.
- Земля меняется под влиянием воды – моря и дождя. Земля это фильтр для воды. Тут есть глина древняя: коричневая и голубая. Где мы сейчас стоим, раньше было дно океана.
- Здесь глина коричневая цвета земного и глина голубая цвета морского.
- Глина коричневая жирная, она хороша для керамики.
- Если по Библии, то человек создан из глины, как горшок керамический.
- В то же время в человеке 90% воды. Мы идём от воды, потому что вся жизнь зародилась в воде.
- Мы все песчинки этого пляжа. Кажется, что земля поедает землю.
- Море поедает землю. На моих глазах море съело так много земли. Мы бьёмся с берегами. Пока мы держимся. А что дальше будет неизвестно. Поморские деревни всегда жили общинным трудом. Без взаимовыручки тут не выживешь.
- Вы при переписи населения записались в русских или поморов?
- Русские шире, чем поморы. Зачем себя сужать? Если хотите быть поморами, приезжайте, живите у моря, добывайте хлеб морской.
- Что вы думаете про изменение климата?
- Изменение климата – это изменение человека. Люди измельчали.
- Как по вашему, когда настанет следующий апокалипсис?
- Он уже идёт. Я не люблю оттенок безнадёжности и паники, которая сейчас трубится. Нужно идти оттого, насколько мир прекрасен.
- Моя бабушка мне говорила, что человеческая жизнь, как река, но только она кончается. Мы из земли пришли, в землю и уйдём. Это круговорот земли в природе.
- Пора работать с почвой не вширь, а вглубь. Ты что-нибудь выращиваешь на земле? Для меня самое главное чудо совершается весной и осенью, когда из маленькой семечки что-то вырастает.
- В этих местах столько боли и столько красоты, и только научившись пропускать в себя эту боль, можно объять красоту.
Изменение линии берега на побережье Белого моря позволяет говорить и о глобальных цикличных процессах и о том, как активность людей в последние сто лет влияет на её трансформацию. В работе о пограничности сред "Диалог земли и моря" художники Машару и Екатерина Седачева фокусируются не только на маркерах изменений, но и пытаются своеобразно каталогизировать ускользающее. Перед нами разворачивается кабинет редкостей или беломорская кунсткамера, где собраны артефакты с берегов, графические образы ландшафтов и видений, образцы земли - пространство, объединяющее авторов с разной манерой. Екатерина Седачева выбирает изобразительную манеру, и хорошо знакомые зрителям медиумы графики и живописи. Тогда как Машару использует синтетические художественные практики, возвращая понятие "музей" из сферы научной институции к его ренессансному значению собрания примечательных объектов.

Предметом коллекционирования становятся образцы земли (торфа, глины, песка и т.д.), с которыми посетитель музея получает возможность непосредственно взаимодействовать. Между зрителем и коллекцией нет привычной нам музейной дистанции, наоборот мы попадаем под интимное очарование приватной коллекции. Чувственное восприятие доступно на всех уровнях: визуальном, тактильном, на уровне ароматов и вкусов. Дегустация образцов земли с одной стороны традиционная практика геологов, с другой почти магическое действо (принятие, воссоединение), с третьей воспоминание о сложно-объяснимом желании есть мел или другие осадочные породы или почвы. На пересечении этих полей возникает плодородная среда для обмена мнениями и впечатлениями.
Почему отступает берег в Пертоминске (Унская губа)?
Жители с. Пертоминск на побережье Унской губы Онежского полуострова бьют тревогу – море наступает на посёлок. Со слов жительницы Пертоминска Екатерины Седачевой, за последние 50 лет море поглотило берег не менее, чем на 10 м. В один из штормов ледяные массы обрушились на старые деревянные укрепления берега и срезали их вместе с частью песчаного берега. Хозяин дома, у которого море отобрало уже значительную часть участка и приближается к дому, усиленно строит укрепления берега в виде срубов и заваливает их. Жители укрепляют вдоль обрывов берега, сложенные песками, кто как может, вручную. Море подбирается и к кирпичным стенам древнего Пертоминского монастыря. Южнее области размыва море, наоборот, откладывает на мелководье вымываемый песок, наступая на обширное болотце.

Давайте разберёмся. Почему отступает берег в Пертоминске? Кто виновен – климат, море, изменения в земной коре, деятельность человека?
Съёмка Роман Васильев. Монтаж Анна Заманипур
транслокальные проекты
Конечно, не все произведения на выставке связаны с конкретными населёнными пунктами. Созданные помощью онлайн-средств или непосредственного перемещения в пространстве, проекты в этом разделе показывают сложность биотической системы, социального поля и неоднозначность карьеры международного исследователя.
ПУСТЫЕ ГОРОДА

Дарья Самородова

Цифровое рисование


"Я решила рассмотреть проблему, связанную с сокращением численности лесных обитателей, а именно - мухоловки-пеструшки (Ficedula hypoleuca). Эти маленькие перелётные птицы с пёстрым окрасом, относящиеся к так называемым «дальним мигрантам» — тем, кто улетает на зимовку в тропическую Африку (южнее Сахары), испытывают серьёзные неприятности. Ведь сроки начала миграции у них заданы реакцией на сезонное изменение фотопериода (длины светового дня), а оно определяется движением Земли вокруг Солнца и никак не зависит от глобального потепления (или похолодания). Основная неприятность для прилетевших издалека птиц в том, что к моменту, когда у них наконец вылупятся птенцы, их будет нечем кормить, поскольку пройдёт пик численности насекомых, прежде всего их личинок (например, мелких гусениц), которые являются основным кормом."

Фото: animalworld.com.ua
"В своём художественном отображении я хотела бы, используя динамичный рисунок, привлечь внимание зрителя именно к заметным сокращениям численности мухоловки-пеструшки с помощью наложения графика динамики плотности гнездового населения вида на изображение дома этих птиц - европейского леса. График взят из работы 2017 года доктора биологических наук А.В. Артемьева. Дупла расположены на характерных точках графика." Звуковая дорожка к видео - переложение графика на музыкальные ноты.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ И ЕЁ КЛИМАТИЧЕСКИЙ СЛЕД

Мария Тысячнюк

Коллаж, бумага, билеты, скотч

Исследователи Арктики ездят в поле проводить исследования, летают в отдалённые уголки Земли, по северным регионам России, на Аляску, в Гренландию, в Исландию и в Канаду. Мария Тысячнюк относится к их когорте. Она занимается экологической социологией и социологией транснациональных процессов, является держателем золотой карты альянса Sky Team, в год выступает на 12-15 международных конференциях, проводит в экспедициях 5-8 месяцев в году, преподаёт во многих университетах мира, проводит тренинги и помогает компаниям встать на путь устойчивого развития и уменьшить свой климатический след.

Даже COVID-19 не помешал исследовательнице в 2020 прочитать курс лекций в Финляндии, побывать на Огненной Земле и поработать в Антарктиде.

Но каков её собственный экологический след?

Что побеждает на чаше климатических весов: вклад учёного в минимизацию экологического следа или его собственный след?

Работа сделана в рамках критического подхода к фигуре учёного, занимающегося вопросами окружающей среды.
Видео-документация зум-перформанса
МЫ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ
WE ARE INTERCONNECTED


Богдан Король и участники
климатического марафона
"Климат-Образование-Молодёжь" 2020.



Всем был задан вопрос: какие всё же действия мы видим в плане изменения климата?
что же конкретно предлагаем делать? Какой предмет для тебя символизирует климат?

Из ответов видно, что даже обсуждая одно и то же, люди могут иметь в виду разное.
И каждый из нас смотрит на мир через своё окошечко зума.
Но на самом деле реальность - это все окошечки вместе.
Открытие выставки
Открытие проходило в двух форматах - онлайн - в виде трансляции в Youtube и оффлайн c соблюдением всех предписаний Роспотребнадзора: не больше 25-ти гостей, наличие средств индивидуальной защиты, дистанцирование.
Оффлайн открытие выставки прошло 4-го декабря 2020 года в залах Музея природы Арктики в САФУ им. М.В. Ломоносова. Его провели куратор по научной части Мария Тысячнюк, со-куратор Кристина Дрягина и координатор выставки от САФУ Людмила Драчкова. Художники Машару и Екатерина Седачева рассказали о своей работе. Куратор Выставки Александра Орлова приветствовала гостей выставки через видео-звонок. В зале присутствовали репортеры ТАСС и информационного центра САФУ. Фотографии открытия и экспонатов выставки в Архангельске предоставлены Николаем Гернетом.
Онлайн открытие выставки доступно для просмотра. Мы благодарим Арктический Форум искусств за помощь в подготовке и проведении открытия. Тайминг интервью в комментариях под видео.
Художники, принимающие участие в выставке:
Над выставкой работало более двадцати авторов.
Некоторые из них побывали в экспедициях проекта: это Дарья Выборова, Ринат Миннебаев, Екатерина Смирнова, Александра Созонтова, Роман Васильев, Глеб Стукалин.

Для многих авторов в прошлом году в Санкт-Петербурге был организован семинар, на котором исследователи проекта рассказали о проявлениях и последствиях климатических изменений на Северо-Западе России. Так к проекту подключились Данита Пушкарёва, Анастасия Редникова, София Белошицкая, Дарья Романова, Катерина Кубарева.

И на разных этапах в проект подключались авторы из партнерских или близких сообществ и проектов: Мартин Альстрём, Оксана Любченко-Альстрём, Пётр Левич, Татьяна Гуляева, Машару, Екатерина Седачева, Маша Дубровина.

Мы рады показать работы студентов онлайн-марафона Богдана Короля и Дарьи Самородовой.
Софья Белошицкая
Катерина Кубарева
Роман Васильев
Машару
Екатерина Седачева
Богдан Король
Дарья Самородова
Маша Дубровина
Данита Пушкарёва
Дарья Романова
Анастасия Редникова
Дарья Выборова
Мартин Альстрём
Оксана Любченко-Альстрём
Александра Созонтова
Глеб Стукалин
Ринат Миннебаев
Татьяна Гуляева
Катерина Смирнова
Пётр Левич
Катерина По
Кураторы и координаторы выставки
Люди, наиболее вовлечённые в работу с контентом, художниками и организацию.
Александра Орлова
Куратор выставки. Куратор ряда выставок в России и Финляндии, художница (Санкт-Петербург)
Кристина Дрягина
Со-куратор выставки в Архангельске, куратор Ассоциации Арктического Института Искусств и со-куратор Арктического Форума искусств
Мария Тысячнюк
Научный куратор выставки. Руководитель проекта, к.б.н, Ph.D. по социологии, руководитель группы экологической социологии ЦНСИ
Антонина Кулясова
Научный куратор выставки. Координатор проекта, к.э.н, научный сотрудник ЦНСИ в области экосоциологии
Анна Немчинова
Научный куратор выставки. Научный сотрудник проекта, ЦНСИ, к.б.н., специалист по исследованию и охране природных экосистем, художник
Мария Кулясова
Координатор выставки.
Сотрудник проекта, ЦНСИ, эколог
Людмила Драчкова
Координатор выставки в Архангельске, зав.кафедрой географии и гидрометеорологии САФУ, к.г.н., доцент
Денис Клевцов
Директор Музея Природы Арктики САФУ, доцент кафедры биологии, экологии и биотехнологии САФУ, к.с.-х. наук. Доцент по кафедре экологии и защиты леса.
Партнёры
Центр Независимых Социологических исследований* (Санкт-Петербург)

Северный Арктический Федеральный университет имени М. В. Ломоносова (Архангельск)

IV Арктический форум искусств
«Экосистемы невидимого»

Музей природы Арктики (САФУ, Архангельск)

Проект «Мы здесь»

Санкт-Петербургский Государственный университет (Санкт-Петербург)

НКО «Relearn Suderbyn» (Швеция)

Шведский Институт

*По решению Минюста РФ АНО «ЦНСИ» включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (7-ФЗ «О некоммерческих организациях»)
Связаться с нами
Почта: exhibition.climate@gmail.com
Александра