выставка
Климат. Адаптация.
Локальный взгляд
Защита окружающей среды – один из наиболее важных элементов медиаповестки, а глобальные изменения климата давно стали актуальной повседневностью для большинства людей: природные аномалии, эпидемии, повышение уровня температуры - человечество вынуждено учиться «разговаривать» и сосуществовать в контексте постоянных изменений.

В Арктике вдвое быстрее, чем в других регионах планеты, происходят изменения в экосистемах, которые оказывают воздействие на здоровье, уровень жизни и благосостояние северян, а также на экономику, инфраструктуру северных регионов. Местные жители Севера живут в меняющемся мире, независимо от того, каким его видит городской житель.
География работ и выставок 2021 г.
Мультимедийная лаборатория библиотеки им. Н.В.Гоголя.
Санкт-Петербург
Выставка «Климат. Адаптация. Локальный взгляд» посвящена трансформации социально-экологической и природных систем в контексте глобального изменения климата в Северо-Западном регионе.
Выставка в мультимедийной лаборатории
Проект возник в результате сотрудничества исследователей, экологов и арт-кураторов тематического блока «Климат – Адаптация – Местные сообщества» и более 20 художников Северо-Запада, многие из которых побывали в исследовательских экспедициях.

Авторы работают в разных техниках. Мультимедийные работы художников сосредоточены в библиотеке им. Гоголя благодаря возможностям мультимедийной лаборатории.

В рамках образовательной программы к выставке «Климат. Адаптация. Локальный взгляд» в библиотеке Гоголя пройдут встречи (в гибридном формате) с участниками проекта, исследователями и практиками «новой экологичности» и другими представителями локальных сообществ.
Данита Пушкарёва
"Терра-конструктор"
Дерево, фанера, акриловая смола, проволока
Этот объект в форме геологического временного отрезка, увенчанный моделью ландшафта, ставит под сомнение возможность существования нетронутого ландшафта в эпоху антропоцена. Наши знания о мире основаны на научных исследованиях, которые позволяют нам не только сосредоточиться на поверхности, но и понять, что находится под землей. Творчество Даниты Пушкаревой - связующее звено между пейзажем и историческим временем. Если вы начертите всю историю Земли на метровой линейке, а затем отметите историю человечества, то для сравнения, человечество займет только полосу времени меньше 1 мм. Визуальный материал, собранный во время научной экспедиции в 2019 году в лесах в верховьях реки Сояны, вдохновил художницу. Целью экспедиции было зафиксировать проявления изменения климата в этом регионе. Социолог Антонина Кулясова, участница экспедиции, сказала, что общение с очень старыми деревьями заставило ее задуматься об истории. Это напоминает принцип переживания времени через материальные объекты, заложенный в этом объекте Даниты Пушкаревой.


"Мы живем на самой вершине четвертичных слоев, которые формировались за 2,5 миллиона лет. Однако те окаменелости (сырая нефть и уголь), которые люди используют сегодня в постоянно увеличивающихся масштабах, представляют собой более старые отложения, которые залегают глубже, чем отложения четвертичного периода."

Данита Пушкарёва
Автор работы
Подобно геологическим силам, люди добывают окаменелости. В результате на территориях, не затронутых деятельностью человека напрямую, по-прежнему происходят глобальные изменения. Распределение нефти, порочная изнанка вещей, стало тотальным. В удаленном лесу художник обнаруживает только полунетронутый пейзаж. Это наша реальность в эпоху антропоцена.
Видеодокументация - Роман Васильев. Монтаж - Станислав Подусенко.
Ландшафт для верхнего слоя разработан по картам геологической экспедиции по Беломорско-Кулойскому плато (бассейн реки Сояна) в сотрудничестве с экспертом Анной Немчиновой.
Татьяна Гуляева
Серия «На частоте леса»
Фотографии

Я рассказываю историю леса, как живого существа макроразмера, увиденного глазами человека. Настроившись на его частоту, мы попробуем познакомиться с ним, ближе понять его и услышать то, о чём он нам говорит. Мы увидим мудрые тонкие механизмы и взаимосвязи, которые открываются людям наблюдательным. После нашего знакомства вы взглянете на лес другими глазами. Ведь лес — это важнейший элемент планеты, обеспечивающий нас и планету экосистемными услугами.

Инфографический стенд:
Лес регулирует климат
(Биотическая регуляция)


Эксперты: Анна Немчинова, Антонина Кулясова
Дизайнер София Белошицкая

Роман Васильев - съемки, монтаж, графика.
Владислав Стаин, Антонина Кулясова - текст.
Анна Немчинова- научный консультант.

"Зеленый океан" и "Лесное полотно"
Видео 2020, 2021

Два фильма из цикла "Лес и климат" рассказывают о недооцененной роли леса, биоты, в формировании климата на планете Земля. В рамках исследовательских экспедиций в 2019-2021 гг. мы делали съемки малонарушенных лесных территорий, играющих огромную роль в поддержании глобального климатического баланса.

Из фильмов вы узнаете:
- Какую роль лес выполняет в процессе образования климата?
- Какой лес эффективнее выполняет свои функции и какие стадии жизни он должен пройти?
- Как устроена устойчивая лесная система?
Лопшеньга
Здесь будет описание
Катерина Кубарева - съемки, монтаж.
Подростки из поселка Лопшеньга - графика.

"Лопшеньга"
Покадровая анимация, 2021

О прошлом, где климат был стабильным, и настоящем, в котором он непредсказуем, говорят коренные поморы. А слушают и рисуют их дети и внуки, многие из которых приезжают на Белое море теперь только на лето.
Фильм снят в маленькой поморской деревне на берегу Белого моря. Истории про изменения жизни на побережье, климата, особенностей природы и характерные черты коренных жителей собирали и рисовали школьники этой деревни.

Катерина Кубарева
Автор работы
Инфографический стенд.
Социологи: Мария Тысячнюк, Екатерина Чигалейчик, Арсений Коннов, Яна Хмельницкая и Татьяна Борзенко.
Художники: Елена Тимофеева, Вероника Вологжанникова, Дмитрий Новицкий

Традиционные промыслы в меняющейся среде: как поморы адаптируются к изменению климата
Цифровая печать

Работы художников помогают привлечь внимание к тексту исследования. Материал, собранный в интервью на Кольском полуострове и на Онежском полуострове, станет основой для научной статьи о традиционных промыслах в меняющейся среде. К иллюстрациям и схемам, сделанным на первых стадиях исследования, будут добавлены аналитические рисунки, которые также войдут в конечную публикацию.

Деревня Лопшеньга. 2021. Фото Антона Воловодова.
Роман Васильев - съемки, монтаж, графика.

Рыболовство и климат глазами социологов и художников
Видео, 2021.
Записано в ходе исследовательской экспедиции на Летний берег Белого моря.

Социологи: Мария Тысячнюк, Екатерина Чигалейчик, Арсений Коннов, Яна Хмельницкая и Татьяна Борзенко.
Художники: Елена Тимофеева, Дмитрий Новицкий и Вероника Вологжанникова.
Автор текста частушек: Арсений Коннов.
Звуки аккордеона: Иван Кузьмин.


Приспособятся ли поморы к изменению климата? В сюжете будет много интересного о наших климатических исследованиях, проводимых в далёкой деревне Лопшеньга на Белом море. И немного выводов.

Представление работ открыла руководитель проекта Мария Тысячнюк. Затем аудиторию взбодрил Арсений своими социологическими частушками.


Вышел социолог в море,
Кинул в воду невод
Применю-ка я к поморам
Качественный метод

После вступили художники - Дмитрий Новицкий, Вероника Вологжанникова и Елена Тимофеева, а уж потом наши социологи подробно рассказали о многом, например:
- Как изменение климата сказывается на вылове наваги?
- Какие 20 "врагов" есть у рыбаков?
- Как относятся рыбаки к приметам и прогнозам погоды?
- Хорошо ли, если долго нет шторма?


Вывод о влиянии климатических изменений на жизнь поморов такой: резильентность (способность адаптироваться) местных жителей довольно высока.

Звучит обнадеживающе, если бы не возникающие вслед мысли о том, как будет разворачиваться этот процесс во времени и при возрастающем темпе. Если подумать в связи с этим и о других факторах, которые будут влиять на изменение экологической обстановки в целом, то вопросов становится только больше...

Летний берег Белого моря. 2021. Фото Антона Воловодова.
Елена Тимофеева

"20 врагов рыбака"

Б. сангина, сепия, белый мел. Фрагмент.

Александр, один из информантов в д. Лопшеньга, в интервью рассказал о двадцати "врагах" рыбака - то есть о том, с какими конкретными трудностями сталкивается современный рыбак. Список охватил многое: от особенностей локальной экономики до морской фауны, которая составляет конкуренцию человеку за рыбу. В работе изображены некоторые из "врагов": копшак - креветка, способная за пять часов объесть до скелета семгу, забытую в сетях, рыба-бычок, непригодная для питания, однако сама питающаяся в том числе другой рыбой, нерпа, морж, морской заяц. Также рядом с рыбаком изображена рюжа - один из типов снасти, длинная сетчатая ловушка.
Конечно, перечисленные "враги" - это такие же полноправные жители моря, как и рыба, как и человек.
Елена Тимофеева

"Семга идет. Работа на тонях"

Б. сангина, сепия, белый мел. Фрагмент.

Работа рыбака - суровая, это каждодневный труд. Герой работы - образный персонаж. Он загорел, с мозолистыми руками, держит в них семгу - самую ценную рыбу для помора. Рядом изображена тоня: рыбаки проверяют невод, а за ними виден дом - это рыбацкая изба. Раньше в таких избах рыбаки жили в период активного хода какой-либо рыбы. Например, во время хода селедки до 10 человек могло одновременно жить в избе на тоне, потому что невода требуют постоянного внимания: проверять наличие рыбы, не допускать запутывания сетей, загрязнения водорослями, и особенно - быть готовым срочно снять невод в случае приближения шторма.
Елена Тимофеева

"Зимний лов. Навага"

Б. сангина, сепия, белый мел. Фрагмент.

Работа посвящена зимней рыбалке. Основной промысловой рыбой Поморья в советский период была навага. Навагу ловили в больших количествах в зимний период, подледным ловом в Унской губе. До сих пор поморы отправляются на зимнюю рыбалку за навагой, так как по вкусовым качествам и питательным свойствам - это незаменимая рыба.




Елена Тимофеева
Художница из Петрозаводска побывала в экспедиции в д. Лопшеньга на Онежском полуострове Белого моря в 2021 году. Художественные образы рождались в процессе интервью с местными жителями, на основное занятие которых - рыболовство - влияют последствия изменения климата.
Дмитрий Новицкий

"Карбас"

Акрил на оргалите

Влияние изменения климата проявляется в удлинении периода ледохода и ледостава: в этот период рыболовы лишены возможности выходить в море. Снизившаяся толщина зимнего льда также затрудняет использование автотранспорта: еще 30 лет назад на лед Унской губы могли выезжать трактора и даже садиться небольшие самолеты, но сейчас это стало невозможно.




Дмитрий Новицкий

"Снасти"

Акрил на оргалите

Потепление пока не сильно сказывается на цикле хода рыбы, но влияет на пути ее миграции: из-за повышения температуры прибрежных вод сельдь уходит в холодные воды дальше от берега, что затрудняет ее лов с помощью традиционных рыбацких судов (карбасов) и снастей.
Дмитрий Новицкий

"Прилив"

Акрил на оргалите
Дмитрий Новицкий

"Особенности перевозок на Белом море"

Акрил на оргалите
Дмитрий Новицкий

Серия "Социолог в поле. Лопшеньга"

Акрил
Дмитрий Новицкий

Серия "Социолог в поле. Лопшеньга"

Линер, акварельный маркер
Дмитрий Новицкий

Серия "Социолог в поле. Лопшеньга"

Линер, акварельный маркер
Дмитрий Новицкий
Художник из Мурманска побывал в экспедиции на Белое море в 2021 году и в ходе экспедиции делал зарисовки быта местных жителей и процесса работы социологов.
Вероника Вологжанникова
"Поморские рассказы"
Смешанная техника, 45х55, серия из 4-х работ
Вероника Вологжанникова
Художница из Мурманска побывала в экспедиции проекта на Белом Море и в ходе экспедиции в 2021 году сделала серию портретов местных жителей. Она рисовала в процессе обработки интервью, взятых исследователями у местных жителей.

Целью интервью было выяснить, как изменение климата влияет на образ жизни и традиционные промыслы сообщества. Фразы из рассказов информантов сплелись в сети слов, ставшие фоном для портретов.
Участок малонарушенного леса на Онежском полуострове. 2021. Фото Романа Васильева.
Опираясь на теорию биотической регуляции климата и на примере объекта своего исследования — Беломорского побережья Онежского полуострова, спикер лекции Анна Немчинова рассказала, каким образом лес регулирует климат и становится ареной действия лесной биоты как естественной климатической машины. Анна Немчинова, кандидат биологических наук, эксперт в области лесной экологии, сохранения биоразнообразия, ландшафтного планирования.

Пертоминские берега:
диалог земли и моря

Поселок на Онежском полуострове, где море разрушает берег, стал местом притяжения художников и ученых. В 2021 г. активисты и местные жители отремонтировали историческое здание башни старинного монастыря, где теперь открылось постоянное выставочное пространство. Первой выставкой стала "Пертоминские берега: диалог земли и моря".
Часть интерьера выставки
Берег моря — это граница двух стихий, место непрекращающегося их общения. Экспрессивное море выражает себя в широкой гамме проявлений: от шумных штормов до беззвучного штиля. Сдержанная земная твердь невозмутимо задаёт рамки морскому простору. Приливы и отливы - как будто ежедневный обмен любезностями между ними.

Обе стихии являются домом для разных обитателей. Есть чисто морские жители, есть сухопутные, но есть и такие, для которых обе стихии являются средой обитания, это морские млекопитающие, водоплавающие птицы и люди - жители прибрежных зон, жизнь которых неразрывно связана с морем. Оно задаёт характер погоды, особенности хода календарного года, а с ним и тип хозяйственной деятельности, способ передвижения, мироощущение.

Люди, селившиеся на берегах, всегда создавали уникальный местный хозяйственный уклад. Веками они копили и передавали житейскую мудрость, порождённую активным участием в диалоге земли и моря. Но есть такие берега, где жизнь человеческая пришла стремительно и вдруг, по средствам особых обстоятельств. В этих местах у человека не было сотен лет на гармонизацию с вмещающим ландшафтом. Людям, заброшенным сюда волею судеб, а кто-то скажет, божественным промыслом, ничего не оставалось как приспосабливаться к суровым условиям, не пригодным для комфортной жизни. Только с помощью напряжения силы человеческого духа и эти берега становились в итоге обустроенным домом.

Пертоминск — одно из таких мест. Несмотря на то, что соседние с ним берега были обжиты поморами уже не одну сотню лет, по каким-то причинам на месте будущего Пертоминска поморского поселения так и не появилось. И, видимо не случайно, первым постоянным поселением здесь стал монастырь. Ибо вера и сила духа насельников монастыря позволила им преодолеть невзгоды, и создать обитель в лучшем для монахов месте.

Так человек стал полноправным участником в диалоге земли и моря, творя ежедневную молитву. Обитель крепла и развивалась. Размеренная жизнь монастыря длилась четыре сотни лет, хозяйство прирастало, в самом конце XIX века был построен большой пирс для судов, которым пользовался уже не только монастырь. Это ускорило экономическое развитие, но заложило проблему: пирс изменил ход прибрежного течения и естественное медленное размывание берега заметно усилилось. Так человек, сам того не желая, вывел взаимодействие земли и моря из равновесия.



Екатерина Седачева
Художница полгода проводит в поселке Пертоминск (Онежский полуостров в Белом море), а полгода - в Архангельске. Родные берега Белого моря - ее бесконечный источник вдохновения. Серьезная проблема сейчас - разрушение берегов, вызванное в том числе изменением климата. Надеждой на спасение пронизаны работы.
ХХ век с его стремительными волнами перемен, штормом истории обрушился на Пертоминский берег. Этот шторм разметал привычный уклад, заглушил молитвенные голоса. Стены монастыря стали узилищем духа. В ту пору гул горестных страданий заглушал диалог стихий.

Однако любой шторм когда-то утихает. Шторм репрессий тоже утих. Люди, занесённые сюда трагическими событиями, снова ощутили земную твердь под ногами, а море снова поделилось своими дарами и предоставило возможность плодотворно трудиться. Шум рыболовецких катеров и электродизеля влился в возобновлённый разговор земли, моря и человека, задавая стабильный ритм. Теперь уже люди добровольно приезжали на эти берега.

На исходе ХХ века снова разразилась буря, и снова задул ветер перемен. Сложившийся было индустриально-технологический уклад жизни Пертоминска был сильно порушен. Не мало людей покинули обжитой родной берег. Вопрос «что же дальше?» повис в воздухе. Уйдёт ли человек совсем из этих мест, предоставив морю размывать берег, разрушая жизненное пространство? А если останется, то как он вновь включится в давний диалог земли и моря?

Нам кажется, что ответ уже найден. Будущее может развернуться из этой самой точки, в которой вы сейчас находитесь. Символично, что восстановленная башня монастыря, сооружения с которого всё начиналось, прошла все возможные трансформации. Она была башней монастырской стены, частью тюремной стены, помещением магазина, а сейчас она стала часовней и выставочным пространством – местом духовного и культурного притяжения.

Духовное наследие этих мест привлекает всё больше паломников. Суровая красота и уникальность здешней природы, не оставит равнодушными активных путешественников. Море по-прежнему готово делиться своими дарами с рыбаками. А выставочное пространство вместило работы талантливой художницы уроженки Пертоминского берега Екатерины Седачевой. Все это создает основу для будущего. И первый шаг к развитию уже сделан. Сплотившись, люди отстояли крупицу духовно-исторического наследия у моря. Стараниями местных неравнодушных людей башня отремонтирована и наполнена духовной и культурной жизнью. К диалогу земли и моря снова присоединяется человек.

Над выставкой работали: Екатерина Седачева, София Белошицкая, Владислав Стаин, Антонина Кулясова, Александра Орлова

Научные консультанты: Анна Немчинова, Ирина Покровская


Выражаем благодарность всем местным жителям, помогавшим отремонтировать это пространство.
Екатерина Седачева

"Кормилица". Фрагмент.

Акварель
Инфографические стенды.
Эксперты: Екатерина Седачева, к.б.н. Ирина Покровская, Антонина Кулясова, Владислав Стаин. Куратор: Александра Орлова
Дизайн: София Белошицкая

«Волны истории на Пертоминских берегах», «Ускользающий берег Пертоминска»,
«Пернатые гости и обитатели Унской губы»


Плакат, 60х100 см, серия из 3-х работ

Пертоминск — небольшой поселок на Онежском полуострове, жители которого столкнулись с проблемой разрушения берега в результате наступления воды. Одной из причин этого являются процессы ледяных наползаний, усилившиеся с изменением климата.

Плакаты были подготовлены для выставки, открытой в Пертоминске, на которой представлены живописные работы художницы Екатерины Седачевой и информационные материалы от проекта.
Каждый год через Онежский полуостров весной и осенью пролетают сотни тысяч, а иногда и миллионы птиц, гнездящихся в российской Арктике. Их потоки пронизывают весь полуостров, но самых мощных и обильных два: по северу и югу полуострова. Такие сезонные птичьи реки ученые орнитологи называют миграционными коридорами. Южный миграционный коридор полуострова проходит через Пертоминск. По Унской губе и прямо над поселком пролетают арктические гуси, лебеди, утки, кулики, чайки, хищные птицы и мелкие воробьиные птички. Многие из них останавливаются подкормиться на богатой разнообразными кормами Унской губе. Птицам важно также отдохнуть перед очередным броском к местам гнездования весной и к местам зимовок осенью. Среди них есть птицы, чья численность сокращается, что говорит о неблагополучии существования вида и рисках потерять эти виды. Поэтому они занесены в Красные Книги – международную, российскую или региональные в зависимости от степени их редкости. На них запрещена охота. Важно также обеспечить этим видам спокойное существование на всем протяжении их пролетных путей и на местах гнездования и зимовок. Самые редкие, такие как малый или тундровый лебедь или сапсан, присутствуют во всех Красных Книгах сразу. Других, внушающих опасение за их жизнь, только недавно стало меньше – они кандидаты для включения в Красные Книги и пристального внимания ученых. К ним относятся, например, утка морянка и маленький куличок исландский песочник. Все они пролетают через Пертоминск как и многие другие виды. Их объединяет Восточно-Атлантический пролетный путь – самый длинный и многочисленный на нашей планете. Он раскинулся от южной Африки, где зимует исландский песочник, вдоль востока Атлантического океана и арктического побережья, до сибирского полуострова Таймыр, где он гнездится. Его отдельная ветвь отходит к западной Европе, где зимуют водоплавающие птицы (гуси, лебеди, утки), гнездящиеся широко по российской тундре и тайге. Благополучие всех этих видов зависит от того, как они живут или путешествуют в каждой точке этого огромного пространства. Так птицы связывают Пертоминск с почти всей остальной природой планеты Земля и напоминают нам, что все мы плывем в одном корабле.

к.б.н. Ирина Покровская.
Статья Анны Немчиновой
"Почему отступает берег в Пертоминске?"
Давайте разберёмся, кто виновен – климат, море, изменения в земной коре, деятельность человека?
Фотографии берега в поселке Пертоминск.

Сегодня и в 1970-е годы (кадры предоставлены Екатериной Седачевой).
Ловозеро и Краснощелье
И описание
Катерина Кубарева

Ловозеро
Микс-медиа, рисунки детей

Тихий голос народа, численность которого сейчас насчитывает всего около 67 000 человек, раскиданных по четырем странам.

Песнь о бережном отношении предков саамов к окружающему миру и о том, каким сложным становится теперь этот мир для них под воздействием изменений климата.

Мультфильм создан Катериной Кубаревой совместно с детьми, для всех-всех-всех людей. Это видео сделано на основе интервью с жителями села Ловозеро, где ещё проживают коренные саамы.

Саамы - коренной малочисленный народ севера, живущий на территории четырех стран: России, Швеции, Финляндии и Норвегии. Фильм - это голоса местных жителей об изменении климата, традиционного образа жизни и потере языка, языка на котором максимально точно можно описать окружающую природу и передать дух народа...

Катерина Кубарева
Автор работы
Александра Орлова

Село Ловозеро
Линер

Александра Орлова

Северный олень
Линер

Дмитрий Новицкий

"Социолог в поле. Краснощелье"
Линер, маркер

Художник в ходе экспедиции делал зарисовки быта местных жителей и процесса работы социологов. Исследователи брали интервью у местных жителей, чтобы выяснить, как изменение климата влияет на образ жизни и традиционный промысел сообщества.
Дмитрий Новицкий

"Социолог в поле. Краснощелье"
Линер, маркер
Дмитрий Новицкий
Художник из Мурманска побывал в экспедиции проекта на Кольский полуостров в 2021 году. В ходе экспедиции он делал зарисовки быта местных жителей и процесса работы социологов. Исследователи брали интервью у местных жителей, чтобы выяснить, как изменение климата влияет на образ жизни и традиционный промысел сообщества.
Фото: Ирина Садовникова
Дмитрий Новицкий

Иллюстрации к сравнению оленеводческих годовых циклов в Краснощелье и Ловозере
Линер, цифровое рисование.

В коллаборации с исследователями художник создал серию иллюстраций к будущей публикации. Удалось выяснить, что из-за изменения климата не только сместились периоды годового цикла относительно недавнего (30-40 лет назад) прошлого, но и даже отличаются циклы в расположенных на относительно небольшом расстоянии друг от друга поселках.

Инфографический стенд.
Исследователи: Мария Тысячнюк, Мария Дугина, Яна Хмельницкая, Татьяна Борзенко
Иллюстрации: Дмитрий Новицкий

Оленеводство: практики адаптации к изменению климата на Кольском полуострове

Постер-презентация, 118х90 см


"В 2018-2021 гг. мы исследовали, как оленеводы Краснощелья и Ловозера вынуждены в последнее десятилетие менять цикл работ и приспосабливаться к климатическим изменениям, в особенности к затяжной осени и ранней весне.

Зимой северные олени испытывают трудности добычи корма из за возвратного замерзания, образования в толще снежного покрова нескольких ледяных корок.


Весной раннее таяние и вскрытие льда затрудняет передвижение оленеводов на снегоходах. Снег начинает сходить уже в апреле, появляются проталины. Это экономит силы ослабших после зимы оленей, им уже не требуется разрывать снег, чтобы достать себе пищу. Но, в мае, случаются метели и пурга во время отела. Частые колебания температуры в первые дни жизни телят приводят к их гибели.
Например, в одной из бригад Краснощелья выживает 30% телят, в другой — 70% в зависимости от месторасположения стада.

Летом участились засухи, причиняющие ущерб оленеводству от оводов, участились пожары.

Осенний период — самый уязвимый в оленеводстве в связи с поздним замерзанием водоемов.

Возникли сложности с забоем и хранением мяса. Поврежденные зимники мешают собрать оленей к убойным пунктам. В Советское время забой начинался в ноябре и заканчивался до Нового Года. Сейчас из-за теплых зим срок переносится на январь-февраль в Ловозеро, а в Краснощелье иногда идет до середины апреля. Из за частых оттепелей требуются холодильные установки."


Мария Тысячнюк
Исследователь
Дмитрий Новицкий

Трафарет.

"Звериная" серия продолжилась в других техниках.
Тарнога
И описание
Мы разрабатываем и применяем практики адаптации на примере северных регионов, про которые сомнений в климатических изменениях нет - жители уже столкнулись с последствиями в своей жизни.

Внимательные зрители узнают много интересного о том, как сказывается изменение климата на растениях. А также увидят, как на практике работают разные принципы адаптации.

В рамках проекта мы посетили опытного садовода Инну Южакову из Тарногского Городка Вологодской области и сняли видеоролик, обобщающий её опыт и данные ближайших метеостанций.


Дарья Выборова

"Тарнога. Пейзаж"
Акварель


Инфографический стенд
Эксперт Анастасия Сдобырева
Куратор Александра Орлова
Дизайн София Белошицкая

"Микроклимат сада и огорода"
Плакат 118х80 см.

Плакат рассказывает о решениях для сада и огорода, при которых удаётся не только повышать урожайность приусадебного хозяйства, но и минимизировать выбросы CO2 из почвы в атмосферу. Создание микроклимата на участке одна из задач пермакультурного подхода в земледелии. Из приведенных примеров на демонстрационной площадке проекта на юге Архангельской области реализуются высокие слоистые гряды. Кратерные сады применяются в известных нам поселениях в Ленинградской и во Владимирской областях. У партнёров проекта – шведского экопоселения на острове Готланд – большой опыт в сооружении солнечных ловушек-подков.
СПбГУПТД
В 2021 благодаря сотрудничеству с эко-клубом СПбГУПТД «Исток» студенты различных направлений объединились, чтобы обратиться к теме изменения климата. Также на выставке можно увидеть произведения студентов кафедры искусств Университета Анкориджа (Аляска) по тематическому блоку «Вызовы Арктики».
Анастасия Редникова

"Связанные одной нитью"

Тушь, темпера

Идея проекта заключается в том, чтобы с помощью графических средств выразительности осветить проблемы, изменения, с которыми сталкиваются местные жители, обратить внимание городского обывателя на уклад жизни человека из деревни. В работах отражены ключевые проблемы жителей Архангельской, Мурманской областей, НАО, распределённые по сезонам.
Жители всех регионов, где проходил проект, отмечают, что ранняя распутица парализует инфраструктурные связи.

За последнии три года отмечается небольшая урожайность грибов и ягод. Впрочем, как утверждают местные жители, в этом плане "год на год не приходится" и все зависит от погоды. Например, в этом году у многих ягод завязались соцветия, но по мнению местных жителей сильные ветра и ливни, бушевавшие над деревней целый месяц, побили эти соцветия.

Ранняя оттепель, а затем возвратное замерзание создает сложность для оленей, в том, чтобы пробивать слои наста и снега и добывать корм. Но заботливые оленеводы могут поспособствовать этой проблеме и прогнать стадо по пастбищу, чтобы разрушить ледяную корку.

В Архангельской и Вологодской областях местные жители отмечают, что зимы будто бы стали мягче. Череда резких оттепелей, а затем морозов вызывает разрушение коры плодовых деревьев.

Но самые важные изменения коснулись осенне-зимнего периода. С установлением плотного ледяного покрова на водоемах оленьи стада перегоняют на просчет в корали, а оттуда группы самцов отправляют на забойные пункты. Раньше это происходило приблизительно в середине ноября. Теперь сроки ледостава, а с ними и горячая пора у оленеводов сдвинулись по меньшей мере на месяц. Поздний ледостав на реках ведет к тому, что олени большим стадом приходят к реке. И они не могут идти дальше, стоят на месте, вытаптывают ягель, и голодают.

По наблюдениям местных жителей, ощущается заметное смещение сроков сезонных переходов. Зима, по наблюдениям старожилов, сократилась и стала намного мягче. Это подтвердили и сотрудники местных метеорологических станций. По их словам, в последние полтора десятка лет приход зимы стал сильно запаздывать: это заметно по одним только срокам начала работ по снегосъёмке и ледовому наблюдению, не говоря уже о том, что ощутимо изменились характер и количество снежно-ледового покрова. Удлинились периоды межсезонья. Погода начала терять стабильность: меняется роза ветров, усилились перепады температур во время оттепелей и заморозков.

Местные жители отмечают, сдвиг сроков нереста семги. Весной он может запоздать примерно на неделю и почти не заметен. Но осенью изменения ощутимы: раньше рыба активно шла в середине октября, сейчас же она проходит позже, причем год от года сроки, бывает, сильно варьируются. Это сказывается на бюджете крупных и мелких рыболовецких хозяйств: им не всегда удается выбрать (выловить) приобретенную квоту на добычу рыбы, и предприятия терпят значительные убытки.

Особенно тяжело приходится частникам, у которых намного меньше возможностей, в том числе финансовых, справляться с последствиями непредвиденных рисков. Кроме того, сроки, в которые разрешен вылов, спускаются сверху. Они могут быть сформированы с учетом устаревших ихтиологических данных, и рыбаки порой уже просто не имеют права ловить рыбу тогда, когда она действительно появилась.

Анастасия Полторак

"Белое море"
Цифровое рисование

Это Терский берег. Невдалеке находится военная база с атомными подводными лодками, и вблизи них от загрязнения рыба умирает. Наиболее живучим видом является горбуша - вид привнесённый - чья популяция особенно выросла в 2021 году. Мы видим, как горбуша устремляется в нерестовые реки (Варзугу, Умбу) и это не наше будущее, а наше настоящее - то, о чем нам говорили информанты в нашей экспедиции.

Константин Давлетов, Михаил Данилов, Александр Бельский, Андрей Щербина

"Last things on the Earth"
Видео, 2021

Деятельность человека сегодня оказывает куда большее влияние на изменение климата, чем естественные динамические процессы на Земле, такие как колебания интенсивности солнечного излучения и извержения вулканов. Авторы работы рассматривают экологические проблемы, в контексте влияния человеческой деятельности на климат с точки зрения трех сред обитания: земли, воды и воздуха.

Александра Кандировская

"Земля в наших руках"
Плакат

Земля и глобальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, буквально в наших руках, и только в наших силах что-то изменить. Если все люди начнут делать хоть что-то, предпринимать маленькие шаги, то все вместе мы сделаем большое дело для нашей планеты и сможем уменьшить последствия глобальных проблем.
Фатима Садыкова

"Последняя пчела"
Живопись

Пчёлы – это невероятные насекомые, которые опыляют многие основные культуры. Однако в последние годы на Севере-Западе России наблюдается значительное сокращение популяции пчёл. Одной из причин кризиса стало изменение климата. Сильные морозы, разрушение естественной среды обитания – все это приводит к снижению иммунитета пчёл.

В центре картины изображена пчела, в её лапке красный цветок – символ смерти. Под пчелой мы видим и других пчёл, но уже неживых. В центре этой композиции надпись «the last one on the planet» – последний на планете, что означает конец существования пчёл, всё это также является результатом бездействием человечества. Стоит отметить, что пчела, оставшаяся последней на планете, смотрит в сторону зрителя, как бы с непониманием того, как человек мог допустить столь печальные последствия.


Светлана Бежинарова

"Пока мы таем, вы бездействуете"
Плакат

Современные экологические проблемы становятся все серьезнее с каждым новым днем. Одна из них связана с нашумевшим глобальным потеплением, которое было вызвано резко возросшими объемами парниковых газов в атмосфере.

Они образовали над планетой своего рода купол, удерживающий тепло, отражающееся от поверхности; температура на Земле повышается, словно в теплице, медленно приближая нас к самым неприятным последствиям. Так, начинается процесс таяния ледников, изменяется климат и состояние всей планеты.
Кристина Васильева

"Пластиковый мир"

Живопись, диптих

В этом диптихе раскрывается проблема пластиковых отходов. Первая картина олицетворяет собой страдания всех морских обитателей от мусора, выброшенного в океан. По всему миру черепахи путаются в разорванных пластиковых пакетах, а китов находят мёртвыми с желудками полными отходов. Все это приводит к вымиранию видов водных жителей, но на этом ужасы пластика не заканчиваются.

Еще одна проблема, возникающая из-за разложения пластика показана на второй картине – это изменение климата и глобальное потепление, которое помимо огромного спектра последствий, приводит также к исчезновению вида белых медведей. Для того, чтобы решать эти проблемы нужно пересмотреть весь процесс: от производства пластика до его использования и утилизации.


Анна Велиар

"Сила"
Живопись

"Сила"– это мое личное переживание катастрофы, которая продолжает расти. Вырубка лесов по всей планете.

Я изображаю зверя на фоне мертвой земли и мертвого неба. Зверь не простой, это сила которая после себя все восстанавливает и дарует жизнь земле. Но убивать легче, чем возрождать. Если подключатся масса людей, то восстановление природы произойдет быстрее.
Анна Велиар

"Цветение диффенбахии"
Живопись

"Цветение диффенбахии" – объединение человека и растения в единое целое. Люди не осознают прямую связь с растениями и не воспринимают их как живых существ. Наше дыхание и наша жизнь на земле зависит от них.
Анна Велиар

"Идиллия"
Живопись

"Идиллия" – Это идиллия в моем понимании, образ жизни в гармонии с природой. Ева с образов греческих скульптур. Я решила действовать через язык живописи, чтобы показать мир в его расцвете. Есть ведь архетип рая, как его представляет каждый? Мне видится это место с огромными деревьями, цветущим благоуханием, щебетанием птиц, теплым солнцем и обилием зверей. И райские места еще остались на Земле. Но их всё меньше и меньше.

А. Смирнова

"Деревенская чистота"
Живопись

В современном мире остались еще места, до которых еще не добрались пагубные действия человека. Это деревни. Именно им я посвятила свою работу. Я вдохновилась работой Л. В. Туржанского "Весна". Для меня живопись – это возможность передать первозданную красоту деревни: чистый воздух, удобряемая почва, редкие виды растений. Еще не поздно все изменить, климатические проблемы у нас на носу, но не поздно с ними бороться. Стоит только вспомнить как мы жили в начале ХХ века.
Александра Веретенникова

"Вне зоны доступа"
Плакат

Смещение сезонных осадков, усиление изменчивости климата, воздействие на доступность водных ресурсов и другие уже проявившие себя проблемы, вероятно, будут усугубляться в результате последствий изменения климата, включая повышение уровня моря и вероятность усиления экстремальных явлений, таких как наводнения и засухи. Это приведет к далеко идущим негативным последствиям с точки зрения производства продовольствия, здравоохранения, энергетики, городского и промышленного водоснабжения и биоразнообразия.

Идея моей работы заключается в том как заводы влияют на воду. Они в ходе своей деятельности выбрасывают в атмосферу СО2 и другие газы, что создает парниковый эффект, вследствии чего происходит таяние ледников. Кроме того по вине заводов происходит загрязнение пресной воды. По вине заводов тают ледники, превращаясь в пресную воду, которую заводы также загрязняют. Так чистая вода становится для нас "вне зоны доступа", поэтому такое название имеет мой проект.
Аделина Гейдарова

"Прорубь"
Фотография

С каждым годом появляется все больше и больше новых сооружений на местах, где раньше росли деревья, были красивые поля. Но нужны ли они нам? Торговые центры, дома, развлекательные учреждения – все это потребности людей, но лишь некоторые задумываются, чего это стоило? Вырубка лесов, застройка полей – все это способствует изменениям в климате. Выработка вредных веществ в окружающую среду, загрязнение природы «промышленностью». Страдает все – воздух, земля, вода.

На фотографии представлена заброшенная постройка – Майк, который поставили вместо небольшого леса у самой реки. Помимо неэффективности данной постройки, можно отметить и то, что ради неё были убрано большое количество деревьев, огромный участок природы был загроможден большими камнями. Дерево, вылезающее из самого бетона – символ рвущейся на свободу природы, которая желает «вдохнуть» свободной жизни.
И. Смирнова

"Мы так часто говорим об уважении, но умеем ли мы уважать сами?"
Фотография

На фотографии яблоко выступает, как олицетворение всего живого на этой планете, которое просто грязнет, тонет в мире мусора, что имеет прямое влияние на климат всей планеты. Приводить примеров можно бесконечное множество, вы можете сами изучить, после чего, более чем уверена, ужаснетесь.

Просто я не понимаю этот парадокс: мы засоряем природу, а потом ноем от того, что появляются какие-то болезни, климатические скачки, природные явления досель неведомые.

Мы не то, чтобы сами позволяем то, что происходит в нашей жизни, но мы этому еще и способствуем. В других странах вводят запреты на производства полиэтиленовых пакетов, где-то платят за сдачу пластиковых бутылок… Но у нас только "красиво" засоряют. Ребята, пожалуйста, уважайте природу,
не загрязняйте ее, старайтесь отказываться от пластика. Все можно заменить: пластиковый пакет шоппером, пластиковую бутылку на сталь или стекло и т.д. Невозможно отказаться от этого полностью, но можно хотя бы сократить их потребление.

Природа на протяжении тысячелетий дарит нам свои блага, мы ими пользуемся, но в качестве своей "благодарности" платим грязью. На днях я решила с друзьями убрать берег. Собирая мусор, я заметила, что главными загрязнителями являются окурки, пакеты, пластиковые бутылки, влажные салфетки, пластиковая посуда. 99% пластика производят из полимеров.

Добыча нефти и ее использование - один из основных источников выбросов парниковых газов в атмосферу, что это ведет к изменению климата. в год россияне используют порядка 13,7 млрд влажных салфеток, после чего образуется 41,1 тысяча мусора. А чтобы их произвести, нужно 102,8 тыс тонн нефти, - в атмосферу улетит 77,7 тысяч тонн углекислого газа каждый год используется 42 млрд пластиковых пакетов, на производство одного пакета которого (12 гр.) берется 30 граммов нефти, а на весь объем - 1,3 млн тонн углеводородов.

Исследователи из Университета Тасмании изучили 1733 мертвых птиц и причины их смерти. У треть из них в желудках оказался пластик. А сколько мы едим пластика в рыбах, других животных? У большинства людей в организме содержится пластик. К такому выводы пришли исследователи Федерального ведомства Германии по охране окружающей среды и института Роберта Коха.
Д. Прохватилов

"Ядовитое небо"
Фотография

Мы производим и потребляем значительно больше, чем когда-либо прежде и соответственно создаем больше парниковых газов и загрязнителей воздуха в форме химикатов и дисперсных частиц, в том числе "черного углерода".

Например, загрязнение воздуха в форме образуемых в процессе работы дизельных двигателей дисперсных частиц циркулирует по всей планете, попадая в самые отдаленные уголки Земли, в том числе полярные районы. В своей работе я показал фотографию, отражающую количество выбросов в атмосферу. Привычное голубое небо затянулось парами ядовитых газов.




Изабелла Ключко

"Мусорные проблемы"

Фотография, триптих

Триптих из фотографий демонстрируют проблемы излишнего потребления – следовательно мусорных отходов и их влияния на климат, а он меняется достаточно быстро. Одним из ускорителей этого явления считается глобальное потепление не без руки человека. Выбросы огромнейшего количества мусора вызывают парниковый эффект, который в свою очередь ведет к глобальному потеплению, нельзя недооценивать.

Через фотографии идет демонстрация, как много неосознанного мусора использует человек. Всё это наносит вред здоровью и нормальному функционированию экосистем. Бездействие и аморфность по отношению к этим проблемам может привести к еще более тяжелым и опасным последствиям. Задача фотопроекта наглядно показать и заставить задуматься о целесообразном использовании праздничного декора.
Изабелла Ключко, И. Тропынин

"Выбросы от производства"
Фотография, стихотворение

Город – заводов. Город – погиб.
Что ты наделал, человеческий вид?
Природа, леса, поля, наши горы,
Что ты наделал, с нашей природой?

Портится все, что творила природа
Выхлопы, выбросы губят погоду.
Мы утопаем в нашем дерьме,
Грязнем мы быстро на нашей Земле!
У нас одна почва, один целый шар,
Нет, мы не плачем, но нам очень жаль.

Жалко смотреть, как гибнет планета,
В руки возьмите, смените путь ветра.
Все нам вернётся, велела вендетта.
Думайте, люди! Думайте, дети!
Промышленные выбросы и выбросы автомобилей негативно сказываются не только на здоровье людей, но и на состоянии лесов. Фотография нацелена на призыв одуматься и сократить потребление, на то, как климат влияет на нашу жизнь, с возможностью призвать задуматься каждого о последствиях.
На выставке представлены избранные студенческие работы 2019—2021 годов студентов университета Анкориджа (Аляска)

по программам "Формируя устойчивое сообщество", "Возобновление связей: отражение, отклонение, гармония",
"Адаптируемся к...!"

Кейтлин Серимеле

"Порочный круг"
Цифровое рисование

Основная идея работы — показать причины и следствия в цепи проявлений глобального изменения климата под воздействием человека — когда одна экологическая проблема вызывает следующую. Если мы не сможем остановить одно из этих воздействий, может произойти бесконечный цикл хаоса и разрушения.





Кэтрин Л. Массонг

"Хаос на подъеме"
Акварель

Как люди, все мы оставляем следы на этой Земле — физически или метафорически. Возможно, это будут результаты изменений и роста, а могут оказаться последствиями разрушения и небрежности.

Как актуальный художник я пытаюсь делать осознанные шаги, которые помогут стереть следы негативного влияния на планету и которые были оставлены предшественниками по незнанию. В своих работах я обращаюсь с посланием к каждому заглянуть внутрь себя, а затем обернуться вокруг и обратить внимание на наши действия и приоритеты в мире, который так отчаянно взывает о помощи.
Остин Магалонг

"Что под водой"
Цифровое рисование

Вы видите пейзаж над и под водой. Надводный ландшафт передает красоту и безмятежность, которые мы обычно ассоциируем с закатом над океаном.

Морской мусор — глобальная проблема и большая угроза для окружающей среды. Огромное количество пластика, металлов, резины и многих других, созданных руками человека, предметов выбрасывается в морскую среду каждый день. Это наносит серьезный ущерб морским экосистемам и является одной из самых распространенных проблем загрязнения на Земле.
Джей Ар Виттхун

"Баннер потери"
Цифровой коллаж

Цифровое произведение было создано осенью 2020 года как реакция на изменение климата и таяние ледников, лесные пожары, засуху и проч. Животные теряют среду обитания. Своей работой я пытаюсь привлечь внимание к экологической повестке и поддержать эко-активистов и защитников животных.
Сабрина Кессакорн

"Дрейф"
Перо, акрил, золото, натянутый холст.

На соединении аляскинской и тайской идентичностей художницы возникла работа о воздействии изменения климата, распространяющегося от Арктики до побережья Таиланда.

Когда весь лед растаял, Нанук отправился на поиски новой территории, чтобы он сможет начать новую жизнь. Несмотря на трудности он старается сохранить уверенность в своих силах и движется вперед, адаптируясь в новых условиях и не забывая свое прошлое.
Саманта Адамс

"Преодоление"
Смешанная техника

Перед лицом изменения климата, глобального потепления, невзгод, психических болезней и многих других проблем нашего мира, люди и сообщества объединяются через общие ценности, чтобы полагаться друг на друга и двигаться вперед.



Лана Карсе

"Дерево в штате Юта"
Фотография

Работа передает представление об устойчивой способности сообщества использовать доступные ресурсы для восстановления после неблагоприятных последствий и совместно выживать в трудные времена.









Алексис Эриксон

"Дом"
Керамика, фотодокументация

В современном мире нашим домом становится реальность, трансформирующаяся в результате изменений климата.









Художники
Здесь можно написать вводный текст
Софья Белошицкая
Екатерина Седачева
Татьяна Гуляева
Дарья Выборова
Вероника Вологжанникова
Дмитрий Новицкий
Елена Тимофеева
Александра Орлова
Анастасия Редникова
Данита Пушкарева
Катерина Кубарева
А также:
Анастасия Полторак
Анна Велиар
Д. Прохватилов
Александра Кандировская
А. Смирнова
Изабелла Ключко
Фатима Садыкова
Александра Веретенникова
И. Тропынин
Светлана Бежинарова
Аделина Гейдарова
Кейтлин Серимеле
Кристина Васильева
И. Смирнова
Кэтрин Л. Массонг
Остин Магалонг
Джей Ар Виттхун
Сабрина Кессакорн
Саманта Аддамс
Лана Карсе
Алексис Эриксон
Кураторы и научные консультанты
Здесь можно написать вводный текст
Александра Орлова
Куратор всего всея!
Анна Немчинова
Научный консультант
Александра Кулясова
Тоже куратор
Антонина Кулясова
Куратор выставки в Пертоминске, научный консультант
проект
Климат — Адаптация — Местные сообщества
2019 - 2021
Фото: Татьяна Гуляева, Павел Ольховой, Роман Васильев, Антон Воловодов, Ирина Садовникова
Сайт: Екатерина Чигалейчик, Александра Орлова